новости

Диалоги о гештальте. Граница-контакт | новость на you-queen

Текст-ассимиляция встречи клуба «Диалоги о гештальте»

 

Помню собственный 1-ый терапевтический интенсив. 1-ая сессия в группе. И вопросец: «А ты увидела, как ты вышла на границу?» Опять и опять вспоминаю ту сессию, вопросец остался без ответа. А была ли там работа на границе контакта совершенно? Бывает ли так, что ее нет? Либо она есть постоянно, но не постоянно осознается? Что если один на границе, а второго там нет и на приглашения он не откликается?

Опосля вчерашней встречи вопросцев сделалось больше. В контакт входят, выходят либо впускают? Чем различается контакт от отношений? Граница контакта либо контакт границ?

Один из главных определений гештальт-терапии отлично иллюстрируется кожей, но весьма плохо понятен в отношениях, в особенности терапевтических. В нашем обсуждении мы пришли к многому, но до сего времени неясно, как это относится к заявленной теме.

Филлипсон выделяет три вида границы: 1) телоокружающая среда; 2) selfдругие; 3) personality. В контакте меж субъектами участвуют сразу три вида этих границ. При это 1-ая активнее всего в преконтакте и отвечает за сохранность и поиск дистанции (нутром чую, что рядом с сиим человеком на границу мне выходить не надо, а лучше закрыть дверь на тыщу замков), но при ближнем рассмотрении она связана с третьей (с прошедшим опытом, с представлениями о том, какой контакт «пригодный», а какой «мерзкий»).

И тут мы опять упираемся в первого принципиального Другого, обычно в маму. Которая своими действиями с телом, а опосля с личностью малыша, «задавала тон» его будущей жизни, познание о том, как с ним необходимо обходиться и познание о том, каким является мир (дающим, отзывающимся на потребности либо пугающим, стыдящим). Взаимодействие с мамой могло приносить ублажение и удовлетворенность, и человек вырастал со способностью строить границу-контакт со собственной стороны, ждя от отношений конкретно этого. Либо же оно несло боль, и граница постепенно становилась быстрее тем, что делило, уплотнялась, преобразовывалась в ригидную, в ответ на опасность связи, на присутствие рядом Другого, граница защищала от контакта, а не содействовала ему.

Я на данный момент говорю о облегченной и уплощенной модели. Естественно, не считая мамы в жизни малыша появлялись остальные люди и с каждым из их творчески выстраивалась различная граница, различного свойства, различных модальностей. Либо, напротив, модальности восприятия выключались. Появилась метафора щупалец, выставляемых через дверь.

К примеру, в моменты гнева мама ТАК смотрела на малыша, что ее взор оказывался невыносим (затапливало стыдом и страхом), потому зрительную модальность человек научился в контакте в ситуации потенциального гнева выключать (воспроизводя этот опыт с терапевтом). Будоражащий же контакт связан с присутствием нескольких модальностей (зрение, телесные чувства, слух, чутье, ценности, переживания, мысли). К слову, в онлайн-работе некие из этих модальностей теряются и если для человека они являются единственными методами контакта, но он является травмирующим и разочаровывающим (невозможность контакта).

Граница-контакт с Остальным возникает с помощью идентификации себя каждым из присутствующих и обоюдных интенций, при всем этом присутствие всякого обосновано потребностью, прошедшим опытом и возникновением Другого. В этом смысле любой контакт уникален, как и любая граница-контакт в «здесь-и-сейчас». Заходя на границу мы хотим предложить модальность и Иной может схватить ее либо отторгнуть либо предложить свою, которую мы в свою очередь можем схватить либо отторгнуть. Граница-контакт – процесс неизменных конфигураций.

К примеру, подходя с объятьями я могу получить отказ: «Для меня это очень близко, а давай лучше поздороваемся за руку», либо со мной обымаются, но формально, либо меня отталкивают. Все эти действия не являются конкретным поводом сохранения либо исчезновения границы. Моя предстоящая реакция обусловит сохранится ли либо закончится контакт, но даже если он остановится с сиим человеком, остается огромное количество остальных границ контакта, может быть неосознаваемых на этот момент.

К примеру, спорных (но для меня весьма понятных) границ снутри. В ответ на отталкивание я «потеряю другого рядом» и начну внутренний диалог с одной из субличностей. Моя кожа продолжит контактировать как с воздухом, так и с одежкой. Воздух снаружи продолжит поступать в легкие. Исходя из этих догадок и ворачиваясь к видам границ, которые выделил Филипсон, рискну представить, что граница телоокружающее среда и граница personality являются нашей данностью и повсевременно находятся во времени.

Граница же selfдругие, возможность ее построения зависимо от потребности развивается в течении жизни и конкретно за ее исследованием и модификацией люди приходят в терапию.

 

 

Татьяна Демьяненко

Вам также может понравиться...