новости

О самоценности я рассказывал в статье «Психологическое айкидо и самоценность» | новость на you-queen

Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу рассказать вам о двух моделях структуры личности, которые помогают мне и моим клиентам в саморазвитии.

Немного поговорим о юнговской модели.

В структуре личности у Юнга выделяют Персону, Эго, Тень, слой архетипов, Аниму и Анимус. В центре находится Самость. Мы не будем рассматривать все слои, обратимся лишь к центру — архетипам мужского начала (Анимус), и женского начала (Анима), примыкающим к Самости.

Самость — это центральный архетип, или центр архетипического комплекса. Особая функция этого архетипа состоит в  том, чтобы уравновешивать и моделировать не только другие архетипы, но и жизнь человека в целом.

В моем понимании, Самость — это основа нашей личной психологической системы, центр нашей духовности, Миссия, с которой мы пришли на Землю.

Самость дает смысл нашей жизни. Мы можем с ней жить, оставить духовное наследие для детей, для человечества. Или, утратив Самость в процессе воспитания, просто существовать, как биологический организм, как белковое тело.

Многие клиенты жалуются на консультациях, что их жизнь не имеет смысла, просят помочь найти его. Они просто потеряли Самость под слоем ментального хлама, ложных целей, под воздействием бытовой профанической эзотерики.

Но найти ее, обрести смысл жизни, и начать жить ярко и продуктивно, можно, при желании, в любом возрасте.

 

Человек — это большая сложная саморегулирующаяся система, состоящая из множества других систем.

В психологической системе человека есть распознающий и регулирующий центры. Распознающий центр определяет важность и нужность поступающей информации, ее полезность для человека. Если она рассматривается как необходимая для жизни, она принимается, и может быть использована.

Регулирующий центр отслеживает уровень изменений системы человека. Насколько он изменился, насколько он повысил свои возможности, до какого уровня развил нужные навыки. Как только он понял, что изменение человека, его развитие уже достигло желаемого результата, он прекращает тренировки, и восстанавливает гомеостаз на этом уровне.

 

Для большего понимания предлагаю вам освежить знания о мозговых структурах, о которых я рассказывал в статьях «Что мешает освоению и применению приемов психологического айкидо?» https://www.b17.ru/article/306788/ и в статье «Самоценность человека и омоложение. Какая связь?» https://www.b17.ru/article/309240/

 

Сейчас давайте обратимся к другой модели личности. Роберто Ассаджиоли  (РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ — Психосинтез. Теория и практика. — «REFL-book» 1994) создал свою понятную и интересную модель структуры личности. Эту модель еще называют «яйцо Ассаджиоли».

 

1 — Низшее бессознательное

2 — Среднее бессознательное

3 — Высшее бессознательное, или сверхсознательное

4 — Поле сознания

5 — Сознательное "я"

6 — Высшее Я

7 — Коллективное бессознательное

 

Низшее бессознательное содержит примитивные формы нашей психической активности. В основном, они связаны с телом. Туда входят телесные функции, инстинкты питания, размножения, выживания и пр. В моем понимании, это соответствует компетенции рептильного и лимбического мозга.

Там же находятся и наши комплексы, несущие значительный отрицательный эмоциональный заряд. То есть, это тот подвал, погреб, куда сваливается все то, что не принимается нами — отрицательная обратная связь, негативные комментарии, некорректная критика, неприятные воспоминания о нашей неэффективности, и т.д.

Как я понимаю, низшее бессознательное соответствует Тени по Юнгу.

Этот подвал мы прячем, и не любим, когда кто-то начинает его ворошить. Тогда зажатые и не отреагированные эмоции, спрятанные там, могут обрушиться на неосторожного собеседника.

В этом месте спрятано то, что можно назвать «пережитками прошлого» — неприятные воспоминания, психические травмы. Их мы туда убрали, но следы на теле остались в виде хронических мышечных зажимов, защитной стойки.

В них могут лежать триггеры (спусковые крючки), запускающие эмоциональные реакции.

Все это спрессовано и лежит в подвале. Но когда мы что-то делаем — знакомимся с кем-либо, собираемся начать новое дело, бизнес — то оттуда и появляются все комплексы, заниженная самооценка, этические заморочки.

Этот конгломерат, свалка мешает нашему продвижению. Успех достигает тот, кто разгружает этот подвал, и безжалостно избавляется путем пересмотра, анализа и осознавания всего содержимого.

В этом подвале, в прошлом развития нет. Тащить все это за собой, расходовать на это витальность, нет никакого смысла.

 Среднее бессознательное — область наших нынешних состояний, ощущений и навыков. Это область усвоения и оформления нашего опыта, наших решений и выборов.

В среднем бессознательном мы живем «здесь и сейчас», учимся, усваиваем какой-то опыт. Сюда проникают из низшего бессознательного  наши эмоции, телесные желания, и стремления к удовольствиям.

В низшем бессознательном лежат наши комплексы и неприятности. В противоположность ему, в среднем бессознательном содержится желание «хорошо жить, брать от жизни все». Это как бы стремление получить компенсацию за перенесенные страдания.

Снизу, таким образом, проникает желание потребительства.

 В среднем бессознательном находится поле сознания, то есть, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений. Это все то, что доступно нашему наблюдению, анализу и оценке. Это можно назвать наше «поле бытия». Здесь же находится наше сознательное «Я», в котором мы находимся «здесь и сейчас», или Эго по модели Юнга.

По Ассаджиоли, это осознаваемая часть нашей личности. Только можно много говорить умных слов об осознавании, но на деле этого не происходит.

По моему глубокому убеждению, осознавание — это обдумывание наших дел, прежде, чем они свершатся. Сюда входит предвидение наших поступков и их результатов, это понимание, какая мозговая структура работает, наличие выбора во всех поступках.

Только человек, сделавший выбор в сторону биологического существования, тоже является режиссером своей жизни, и его это устраивает. Он живет среди таких же биологических особей, критерий у него — материальное обеспечение, и другой жизни ему не надо.

 И нет смысла говорить ему о прелестях создания интеллектуальной продукции, о внутренней радости и пр. Это другая жизнь, которая ему не нужна, и информация о переходе к которой ему не интересна, пока не даст о себе знать внутренняя обезьяна.

То, что регулятором своей жизни является сам человек, и чем он заполняет свое личное пространство, показывает модель Ассаджиоли.

Результаты могут быть положительные и отрицательные, те и другие могут быть ближайшие и отдаленные. Прежде, чем что-то делать, надо понять, к чему это приведет, и сделать правильный выбор для получения более желаемого результата.

«Бессознательное» нельзя сделать сознательным, но навык осознавания делает среднее бессознательное осознаваемым.

 

Высшее бессознательное — область высших воплощений и внутренних ценностей. В моем понимании, это аналог Самости. Именно там лежат наши резервы развития личности и внутренний потенциал, там находится наша духовность, интуиция, художественное, философское и научное вдохновение.

Это источник таланта, а также состояний просветления и Озарения. Там же находится и высшее «Я», точнее, это проявление высшего человеческого развития, и наличия внутренних ценностей. Там проявляется наша эволюция, самореализация, создание духовного и интеллектуального наследия.

 

Духовная энергия спускается в среднее бессознательное, и встречается с низшим бессознательным. Здесь сталкиваются силы разума и темные влечения. Более понятно я сравниваю это как искусство эротического танца и порнографию.

Когда низшее бессознательное проникает глубоко (поднимается высоко) в среднее бессознательное, то много чего мы творим на эмоциях. Это буйство лимбического мозга. Могут срабатывать разные эмоциональные триггеры, и запускать реакции, которые человеку трудно контролировать.

В этот момент рациональный ум глушится, и мы действуем рефлекторно, без анализа и осознавания — оскорбляем, доказываем свою правоту, кричим, ссоримся, рушим отношения и пр.

Понимание того, что мы сотворили, приходит потом, или не приходит совсем.

 

Не все могут подняться по вертикали к высшему «Я», многим это просто не хочется делать, кто-то не понимает вообще значение термина «самосовершенствование». Но это дело выбора каждого.

Модель Ассаджиоли хорошо показывает зависимость развития человека от размещения в его структуре личности распознающего и регулирующего центра. То есть, если они расположены ближе к высшему «Я», будет одна тенденция развития, если к подвальной части — то уже другой эффект.

Исходя из этого, будут рассматриваться выборы наработки разных навыков. У духовности от высшего «Я» и неокортекса одни критерии развития и видения насыщенной жизни, у рептильного и лимбического мозга другой взгляд, для него характерны потребительские навыки и манипуляции.

 

Энергия высшего «Я» встречается с подвальной энергией в среднем бессознательном. Навык осознавания делает среднее бессознательное осознаваемым.

В зависимости от развития осознавания, человек сам выбирает, чем заполнять свое поле бытия — подвальной энергией или присоединиться к вертикали.

Убирать энергию низшего бессознательного полностью нельзя, так как там содержатся наши инстинкты самосохранения. Перекос в духовность может удалить или значительно снизить этот инстинкт. Тогда человек имеет все шансы погибнуть, например, пытаясь по наивности «наставить на путь истинный» бандитов и преступников. Так в свое время погибали миссионеры.

Надо понимать, что на обман, подставы человека толкает РМ, так как это рассматривается как один из видов выживания. Именно РМ заставляет любого человека преследовать в любой ситуации, прежде всего, свои цели.

Слово чести, качество слова — свойства высшего «Я» и неокортекса. Это высшие ценности.

Неудачи в саморазвитии идут из непонимания того, что происходит в среднем бессознательном, чем оно заполняется, когда отсутствует понимание, какие мозговые структуры — неокортекс или подкорка — сейчас действуют.

Многие не могут понять, что такое саморазвитие, какой смысл вкладывается в этот термин, и зачем оно нужно.

Высшее «Я», заведующая духовностью, находится высоко, и до нее надо добираться. Подниматься по вертикали трудно, так как надо преодолевать сопротивление низшего бессознательного.

По модели Ассаджиоли страхи идут из низшего бессознательного, из подвальной энергии, где царствует подкорка с примитивным развитием биологической группы архетипов.

Если подвальная структура занимает большую часть среднего бессознательного и поля бытия, то духовное развитие будет проблематичным. Будет включаться, в основном, активное непонимание необходимости развития, что и как делать, и пр. Может быть, чаще всего, только продвижение по псевдовертикали с бытовой профанической эзотерикой.

 

Высшее «Я» — видение будущего, исходя из ваших возможностей, основанное на созданных вами ценностях. Это могут быть любые интеллектуальные разработки, приносящие пользу окружению.

Самость — получение навыка самореализации, наработки видения и нахождения внутреннего потенциала. Это умение направлять  архетипические начала из Анимы и Анимуса на достижение высших воплощений.

Миссия лучше рассматривается и понимается, если соединить обе модели строения личности по Юнгу и Ассаджиоли. Но это немыслимо без развития неокортекса и создания интеллектуального продукта, каким бы он не был. Это может быть авторская разработка изготовления тортов, или создание новых психотехнологий.

Итак, ценность — это то, что вам интересно, что вы делаете, создаете, и это несет пользу людям. Пусть сначала неумело, но делаете, движетесь вперед, осваиваете что-то новое, тренируете неокортекс. Это то, на что можно опереться, что показывает ваши возможности, и, прежде всего, вам.

О самоценности я рассказывал в статье «Психологическое айкидо и самоценность»https://www.b17.ru/article/307774/

 

По-настоящему интересным будет то, во что мы инвестируем свое внимание, и повышаем качество внимания. Это должно быть интересным НАМ, а не работе на кого-то.

Если это интересно нам, то все наши результаты  сопровождаются положительными эмоциями, идущими изнутри. Это наш ресурс. К этим эмоциям присоединяются эмоции окружения, они захотят достичь с вами этих же результатов, и пойдут с вами.

Создание ресурсов — тоже навык. Он переводит человека на новый уровень самоценности, дает личную траекторию вашего прогресса.

Нахождение в ресурсном состоянии повышает витальность. А что еще надо человеку?

 

Пример из моей жизни, как я находил свою Миссию.

Мне нравился массаж, мануальная терапия и психология телесности. Занимаясь этим, я заметил, что хроническое мышечное напряжение проявляется по-разному с правой и левой частями тела человека.

Связав это с учением о мужском и женском началах по Юнгу, с разными стратегиями реагирования из этих начал, я понял, что через тело, массаж, изменение осанки и походки, можно реально менять жизнь человека.

Разработка этого наблюдения привела к появлению статьи в научном журнале, и выступлению на конгрессе.

Дальнейшая работа в этом направлении дала возможность показать человеку отражение проблем на его теле, и как решать их с помощью телесных практик.

Как результат — решение клиентами многих проблем.

Мне понравилось показывать людям, как решать их задачи, отслеживая напряжение мышц тела. Я видел, как изменение осанки и походки меняло стиль мышления клиента, как он выходил на новый уровень развития, как улучшалась его жизнь.

Работа с телом позволяла клиентам лучшему освоению психологического айкидо. Человек становился менее уязвимым при общении с токсичными людьми, у него улучшалась семейная жизнь, и отношение с окружением.

Это стало ценным результатом для меня, и основой для дальнейших разработок и созданию интеллектуальных продуктов. То есть, всё началось с интереса к массажу, решения телесных проблем клиентов. А дальше — концентрация и повышение качества внимания к выбранному делу.

Так началось продвижение к высшему «Я».

Из Самости пришла наработка навыка развития архетипических начал, стремление к высшим их воплощениям. Появился «навык наработки навыков», и помощь в этом заинтересованному окружению стало моей Миссией.

 

Сейчас я просто делюсь своим опытом, который мне помог, и своими результатами, которые имею.

Буду рад, если эта информация оказалась для вас ценной. Вы можете задать вопросы, дать обратную связь, или записаться на бесплатную консультацию, я с удовольствием пообщаюсь с вами.

С уважением Вячеслав Сементин.

Сементин Вячеслав Викторович

Вам также может понравиться...