новости

О «Влечениях и их судьбе» (З.Фрейд, 1915), ч2. Частичные влечения. Судьбы влечений | новость на you-queen


Фрейд задается вопросцем о систематизации влечений и зависимо от мотивов и источников выделяет два «первичных влечения»: влечения Я, либо влечения к самосохранению  — ориентировано на сохранение тела (во вне) и сохранения внутренних представлений о для себя, и сексапильные влечения — это те, что соединены с теми либо другими частями объекта либо собственного тела. В связи с крайним Фрейд вводит понятие «частичных влечений», при которых сексапильное желание полиморфно, расчленено и ориентировано на угнетение телесного напряжения. Таковым образом Фрейд стремился выделить составляющие сексапильной деятельности, связав их с определенными органическими источниками (той либо другой эрогенной зоной) и целями. В целом «частичный» в отношении влечений означает, что они есть поначалу обособлено и лишь с течением времени соединяются воединыжды, структурируются – к моменту половой зрелости. Потому частичные влечения охарактеризовывают быстрее инфантильную детскую сексуальность, перверсии у взрослых. Они подчеркивают условность объекта, подчиненность объекта наслаждению.

Как упоминалось выше, объект влечения изменчив. В то же время один и этот же объект может сразу служит для ублажения нескольких влечений. В этом есть сущность сплетения влечений. К чему это тогда приведет?  Возможно, к значимой фиксации/привязанности к объекту. А в итоге – невозможность конфигурации, нарушение процесса объединения, структурирования влечений.

Очень принципиальный сюжет этих рассуждений Фрейда сводится к тому же к тому, что обозначаются «пределы» психоанализа.

Но, пожалуй, центральной темой работы являются вопросцы преобразования влечений, их развитие в процессе людской жизни, когда они обретают новейшие свойства – что названо Фрейдом «судьбами влечений». И что самое приметное, это развитие приводит к формированию психических устройств, которые служат защитой от самих же влечений, против открытого их проявления.

Двигаясь к собственной главной цели, влечения разыгрывают совсем особенные неподражаемые судьбы. Фрейд на примере сексапильных влечений обрисовывает несколько вероятных судеб, которые при всем этом могут обозначить только тенденцию для разворачивания всей уникальности.

Сублимация — пожалуй, один из более узнаваемых определений в широких кругах. Деятельность, порожденная сексапильным влечением, но не имеющая с ним очевидной, видимой связи. Это «способность (сексапильного влечения) изменять свою цель (речь быстрее о объекте, либо о объекте в том числе), не ослабляя напора». При всем этом новенькая цель (объект) – несексуальная, но психологически близкая. Примеры сублимации в жизни почаще лицезреют в творческой деятельности (также в социально-значимой). Исследуя этот термин, Лапланш выделяет ряд вопросцев, которые оказались неразвернутыми Фрейдом, в том числе о области деяния сублимации, о конфигурациях влечения – касаются ли они цели либо объекта и т.п. — «связной теорией мы не располагаем», — отмечает он по этому поводу в собственной статье. Но в любом случае, психоанализ нереально представить без понятия «сублимация», которое получило собственный сюжет в данной работе.

Что касается «вытеснения», то это понятие у Фрейда было вначале близко к «безотчетному» и «защитам». В данной нам данной работе – это особенная «судьба влечения», суть которой в устранении и удержании в безотчетном ненужного психологического содержания (представления), обязательно связанного с влечением.

Рассматривая «воззвание влечения в противоположность», Фрейд гласит нам о нескольких моментах: о том, что это касается лишь целей, и о наличии 2-ух действий — поворот влечения от активного к пассивному (речь про степень активности целей, т.к. само желание постоянно интенсивно)  и перевоплощение содержания влечения в другое — обратное (речь о объекте). К примеру, желание смотрения — рассматривать — это активная цель, разглядываться самим собою – это пассивная цель; перевоплощение любви в ненависть – это пример трансформации содержания влечения.

При «воззвании влечения против себя» происходит «перемена объекта при неизменности цели».  Фрейд писал: «Навряд ли можно колебаться в том, что за пассивной целью стоит активная, и желание глядеть предшествует желанию быть увиденным». Иными словами, эксгибиционизм стоит осознавать как вуйаеризм, направленный на самого себя.

В этом примере трудно не увидеть, как соседствуют воззвание против своей личности и воззвание от активности к пассивности.

Вместе с сублимацией, имеющий «огромное значение для поздней культуры и нормальности», Фрейд употребляет понятие «реактивное образование» в описании судеб влечений. Считается, что проявлению реактивного образования содействует конфликт меж желанием и запретом на его ублажение со стороны серьезного Сверх-Я. «Цензура» налагает запрет даже на мысли о этом желании, работа «цензуры» ориентирована на вытеснение предмета ублажения желания. Продолжающийся конфликт меж желанием и репрессивной цензурой Сверх-Я пробуждает ужас не соответствовать принятым нормам поведения. Так обрисовывают реактивное образование в собственной книжки «Психические защиты» Э.Киршбаум, А.Еремеева.
 
У всякого влечения есть три логических такта, когда они разворачиваются от активного через возвратимый в страдательный залог.
К примеру, желание смотрения. Активный залог – рассматривать объект – внимание сосредоточено на объекте (Субъект->Объект). Пассивный залог – разглядываться самим собою – происходит отказ от объекта и внимание ориентировано на самого себя (Субъект <- Объект ), субъект как как будто становится объектом себе. Это приводит к третьему такту — страдательному залогу – возникает Иной (субъект) – разглядываться Остальным (Субъект <- Субъект) – возникает желание разглядываться Остальным. На самом деле, это активность в пассивности.  И тут Фрейд опять о весьма принципиальном моменте — чтоб полностью стать субъектами (найти представление о для себя), необходимо поместить себя в поле взора Другого (это о переходе от  аутоэротизма к первичному нарцисизма). Это практически — рождение субъекта. Активное действие по отношению к для себя через Другого. Данную схему можно применить ко всем судьбам влечений.

Фрейд замечает, что «буквально так же преобразование садизма в мазохизм значит возврат к нарциссическому объекту, тогда как в обоих вариантах [то есть пассивного влечения к разглядыванию и мазохизма] в итоге идентификации нарциссический субъект заменяется иным, сторонним Я».

Продолжение следует…

Моженкова Юлиана Сергеевна

Вам также может понравиться...