новости

Тревожность — отличительная черта нашего времени | новость на you-queen

И  вроде  живой и здоров

И  вроде  жить, не горевать.

Так откуда  взялась печаль?

                                                                                          Виктор Цой

 

В крайнее время о тревожности пишут весьма много, детально и серьезно. Описываются личные и конкретные аспекты этого явления. Издаются умные книжки, идут вебинары и мастер классы, проводятся обучающие веб марафоны, где предлагаются 10-ки обычных методов без помощи других избавиться от тревожности. Но, ситуация лучше не становится. Наиболее того, с каждым годом  запросов на психотерапию тревожных расстройств, становится больше. И дело тут не столько в компетентности ведущих, профессионалов, психологов, сколько в осознании обстоятельств этого явления.

Когда я читаю либо смотрю видео с заявлениями представителей неких направлений психотерапии, которые убеждают нас, что тревожность –  обычное и естественное явление, которое досталось нам от наших протцов, убегающих от саблезубых тигров, мне кажется эти заявления несколько доверчивыми и неприемлимыми. Оказывается, во всем повинны тигры, если б они не вымерли, мы бы на данный момент либо вступали любой денек с ними в схватку, либо просто удирали бы от их, и все! Тревожность как рукою сняло бы. Потому что  нам не приходится любой денек вступать в схватку с тиграми, удирать от тиранозавров либо скрываться в пещерах от плотоядных и злостных птеродактилей, тревожность не находит собственного выхода в физической активности и накапливается в нашей душе. А так как выхода для тревожности нет, появляются надлежащие расстройства.

Лично мне таковая теория кажется несостоятельной.

Нет, я понимаю и уважаю А. Бека и его взор на делему. Но когда  практически три  поколения профессионалов слово в слово повторяют одно и то же, проводят  сотки семинаров, тренингов и разных обучающих программ, а ситуация лучше не становится, это вызывает некие сомнения. Наиболее того, ситуация с возрастом лишь усугубляется.

Генетическая расположенность к тревожности тоже представляется мне очень призрачной, в отличие от расположенности к алкоголизму, шизофрении либо онкологии.

Что касается физической активности, то в моей практике было довольно случаев, когда тревога развивалась у людей,  имеющих довольно много каждодневной физической активности, в том числе и у клиентов, работающих в критериях томного физического труда. Иными словами, наличие каждодневной физической активности не является гарантией отсутствия тревожности.

Так в чем все-таки причина? Что является базой, основополагающим фактором тревожности?  Для этого нужно ответить на ряд вопросцев, чтоб детально проанализировать установки, мотивацию, ценности клиента . И тут я стопроцентно на стороне когнитивной  психотерапии.

Вопросцы.

1.Что вы желаете (планы, мечты)?

2.Что вы боитесь?

3.Что считаете себе неприемлемым?

4.В которой ситуации вы боитесь оказаться больше всего (обрисовать 3-4 ситуации). Почему?

5.Что вас напрягает и настораживает? Почему?

6.Что вызывает у вас тревогу и беспокойство? Почему?

И т.д.

Если мы пристально проанализируем приобретенные результаты, то увидим, что дело не столько в установках, автоматических идей либо когнитивных искажениях. Хотя это, непременно, имеет пространство быть!

Но  неувязка в самом нашем обществе. В тех стереотипах, которое оно нам навязывает и в безотчетном  стремлении человека следовать сиим стереотипам. Нам с самого юношества навязывают рвение быть удачным, достигать, рваться к труднодоступным верхушкам. И если ты, не дай Бог не достигнул, не успел, не вырвался вперед, означает, ты — неудачник и жизнь твоя была напрасной. Даже если тебе она была прелестной,  увлекательной и содержательной. Мы меряем свои пусть и маленькие заслуги не столько своими своими потребностями, сколько тем, как к сиим достижениям относятся окружающие.

Ты написал картину, которую повесил у себя в комнате либо подарил другу, означает ты чудак, так как ничего на этом не заработал. Ты сделал родственнику ремонт квартиры либо посодействовал отремонтировать авто? Отлично, но ты на этом никак не поднялся, никак не «наварился». Означает, твои возможности ничего не стоят, и ты напрасно издержал свое время.

Мораль современного русского общества, вообщем, как и всего современного  мира, базирована только на потреблении, на стремлении достигнуть чего-то, стремлении заработать на кое-чем, даже если ты продаешь воздух. Степень признания человека зависят не от его возможностей либо талантов, а от величины его заработка. И рвение соответствовать данной для нас морали, рвение не отстать, не упустить, не прозевать, рвение заработать, желание быть повсевременно на высоте, соответствовать чьим-то ожиданиям отбирает у человека время, силы, энергию, здоровье.  Помните как у Л.Кэррола, когда «Необходимо бежать со всех ног, чтоб лишь оставаться на месте, а чтоб куда-то попасть, нужно бежать как минимум в два раза резвее»?

И люди бегут, бегут в два раза резвее, теряя здоровье, силы, годы жизни в погоне за миражами. А если сил уже меньше? А если что-то не вышло? А если здоровье уже не то, и нет убежденности внутри себя либо в собственных силах? Вот здесь возникает ужас! Ужас не успеть, ужас не соответствовать ожиданиям, ужас не совладать с появившейся ситуацией, ужас не быть удачным. Как следствие, даже если ужасы и не оправдываются, все равно возникает тревога, формируется тревожность, от которой уже нелегко избавиться. Она приобретает приобретенную форму.

Подобного рода тревожность часто перебегает в депрессию и, как следствие,  иногда ведет к суицидам.

Выходит, что само наше общество навязывает своим гражданам лживые ценности. Ценности, которые сами по для себя, априори  уже являются когнитивными искажениями!

Поглядите всякую телевизионную рекламу. Она вначале закладывает на уровне безотчетного требование приобрести тот либо другой продукт. И в любом маркетинговом слогане заблаговременно заложен намек на ситуацию: купил продукт – молодец, не купил – неудачник. А если мне не нужен продукт, если я без него совершенно отлично живу и знать про него ничего не желаю? А если мне не нужна машинка, когда кругом много такси? Означает – отстал от жизни.

Возьмем слоганы рекламы каров.

«Тойота достойна быть вашей». Сокрытый посыл в безотчетное – другие авто недостойны вас.«Покоряй мир вкупе с нами». Посыл: без нас для тебя мир не покорить, ты останешься в стороне, на обочине жизни.«Выбирая «Mercedes», вы делаете шаг вперед». Посыл: во всех других вариантах вы делаете шаг вспять.«Subaru. Способности на грани допустимого». По оценке профессионалов само словосочетание «грань допустимого» несет внутри себя мощнейший чувственный заряд и имеет сексапильный подтекст, который срабатывает на безотчетном уровне. И маркетинговые психологи весьма отлично это соображают, создавая снаружи обыкновенные, но чувственно мощные слоганы. Ни для кого не тайна, что основная цель хоть какой кампании очень обыденна – средства, прибыль, реализация собственной продукции.

Рекламы принуждают нас брать авто, предметы мебели, тыщи ненадобных вещей, без которых мы можем отлично обойтись, не снижая при всем этом собственной самооценки.

Потоки различной инфы, льющиеся на нас со всех сторон: с экранов телевизоров, с мониторов компов, из динамиков радиоприемников и автомагнитол, как норму жизни преподносят образ удачного, делового человека, имеющего как минимум свою компанию, либо весьма престижную и валютную работу, и имеющего семью. При этом в семье обязано быть как минимум двое деток и одна собака, ну и еще, естественно, большенный дом и 2-3 кара ( те же Subaru, Тойоты, либо Мерседесы).

А если человек не подпадает под эту норму – он уже не может считаться достойным членом общества?

 

Вот этот неверный образ современного человека, жестко навязываемый современным обществом через средства массовой инфы, неверные потребительские ценности, погоня за вещественными миражами являются основным источником тревожности почти всегда.

И весь это процесс проходит мимо нашего сознания, закрепляясь и оседая глубоко на безотчетном уровне. Около 70% людей не соответствуют представленному выше безупречному виду, но обязаны стремиться к нему. Брать кредиты на десятилетия вперед, влезать в рабскую зависимость от банков, работать на 3-х работах до неврозов, рака и инсультов, чтоб соответствовать, брать, потреблять.

Сейчас помножьте все вышеупомянутое на очень сложную экономическую ситуацию в нашей стране. Добавьте к этому очередной экономический кризис из нескончаемой вереницы экономических кризисов, очень низкие заработной платы, безработицу и т.д. Да вприбавок ко всему наши головы упал китайский подарок в виде COVID – 19.

 Возникает вопросец: что все-таки созодать? Как выжить в современном обществе? Как отрешиться от миражей, умерить свою потребительскую алчность, собственный шопоголизм? Как не делать зависеть от чьего-то представления, чьих-то навязанных эталонов? И основное: как совладать со собственной тревожностью?

О этом мы побеседуем в последующей статье.

Сазонов Андрей Владимирович

Вам также может понравиться...