Мой ребенок – отличник в школе, есть ли недостатки?

Вот уже 5 лет как моя дочь – круглая отличница. Как выясняется, есть в этом плюсы и свои минусы. С одной стороны, ребенок очень старательный, собранный, никогда не допускает невыполнения домашнего задания, а с другой – обладает гиперответственностью, которая делает из него маленького взрослого. При малейшей неудаче – сильное расстройство и испорченное настроение. Низкая оценка – настоящая трагедия. Так ли хорошо, когда дети – отличники и практически никогда не расстраивают родителей низкой успеваемостью и плохим поведением? Об этом и поговорим.

Как влияет отличная учеба на здоровье

Содержание

    Как влияет отличная учеба на здоровье
      Завышенные требования учителейЧто такое внутренняя пружина?
        Учимся разжимать внутреннюю пружину

    Ответственный ребенок – удобно для взрослых?От чего следует отказаться педагогам в школе

      Равнение на “образец”Задания на скорость

    Регулирование ответственности – помогаем ребенку

Как часто мы видим детей со взрослым и серьезным взглядом. Родители не таких успешных в учебе детей вздыхают и завидуют белой завистью, так как не надо тревожиться, что ребенок опоздает или не сделает домашнее задание. Он перейдет улицу в нужном месте, и после уроков обязательно сам пойдет на английский язык. Но мало кто задумывается, что такое поведение – вещь “не бесплатная”.

Завышенные требования учителей

Обычно, педагоги довольно рано, еще в младших классах, определяют уровень обучаемости и способностей всех детей в классе. Они выделяют отличника в отдельную группу и начинают его постоянно “тянуть” на лучшую успеваемость.Если весь класс решает одни задачи, то отличнику домой задают порой совсем другой материал, но углубленное объяснение не всегда дается. Остается родителям искать репетитора и проводить вместе ребенком часы за учебниками. А сделать нужно – иначе малыш просто не ляжет спать. Чувство ответственности выше среднего.Поездки на все конкурсы, областные и городские олимпиады обеспечены. Даже если не хочется, или не позволяет здоровье – в школе не спрашивают. Надо поддержать честь школы и выступить!

Реакция ребенка:

    Постепенно начинает появляться панический страх и ожидание неудачи: “Ведь на меня рассчитывают, а я не понимаю материал! Я подведу!”. Так думает маленький человечек, учащийся на “отлично”.Можно заметить, что ребенок не хочет выполнять некоторые задания опять-таки из-за страха, что не сможет оправдать надежды. А если проблема – начинаются слезы и истерика.В некоторых случаях, если дети погодки, младший старается догнать и перегнать старшего брата или сестру. Это удается, но итоговый результат может огорчить родителей.Постоянное напряжение крайне негативно сказывается на состоянии здоровья – всего организма в целом и на ЦНС в частности. Появляется постоянный стресс, который со временем приводит к таким проявлениям, как нервный тик, запинки в речи, кусание ногтей, бессонница.Это, так называемые, невротические знаки при непрерывной невротической готовности и повышенном чувстве ответственности. Если вы заметили такие признаки у своего сына или дочери, не теряйте времени и не ждите, что само пройдет. Идите к специалисту на консультацию и начинайте работу по устранению.

Что будет, если не предпринимать действий? Будет срыв – рано или поздно. Возможно, в подростковом возрасте. Буквально за 1 учебный год ребенок может резко скатиться с 5 на 3 и даже 2. Начинается агрессивное отрицание и неприятие абсолютно всех предметов, ничего не вызывает интереса. Такова обратная сторона страха не быть первым и не справиться с ситуацией.

Что такое внутренняя пружина?

Бывает, что малыш привыкает стараться, чтобы его похвалили. Но чаще всего, ему не позволяет расслабиться и проживать свое детство именно эта внутренняя пружина, сжатая до максимума.

Она постоянно заставляет соответствовать, быть первым, достигать результатов быстро и качественно. Маленький гиперответственный человек всегда поможет, держит под контролем поведение всех близких, знает, где кто-то из членов семьи что-то забыл и прочее.Психологи склонны считать, что такое поведение не сформировано семьей, а, скорее, привито обществом. Есть определенная склонность, а социум лишь помогает развить сначала небольшую ответственность в гиперответственность.Наверняка, многие узнали в данном описании своих детей-отличников. В этом случае необходимо знать, что эту внутреннюю пружину нужно и можно ослаблять.

Учимся разжимать внутреннюю пружину

Важно начинать упражнения с маленького возраста. Это никак не скажется на успеваемости, но ребенок при этом будет физически чувствовать себя намного лучше, и нервная система не будет страдать. Вы должны периодически говорить своему ребенку такие слова:

    “За эту ситуацию ты отвечать не должен”.“Ты не обязан отвечать за все, что происходит вокруг”.“Ты можешь пока отдохнуть, а в данном вопросе мы справимся сами”.“За данную тему ты можешь получить 4, а не 5. Это будет хорошим результатом”.“По это предмету 4 вполне достаточно”.“Самое важное – не результат, а твое самочувствие и настроение, пока ты стремишься к этому результату. Давай постараемся жить “здесь” и “сейчас”.

Ответственный ребенок – удобно для взрослых?

Если спросить себя честно, то ответ положительный. И, желательно, родителям признаться в этом себе честно. Действительно, такой ребенок – настоящая находка: сам сделает уроки, сам поиграет и найдет неопасное развлечение. Переживания сводятся к минимуму.

Когда в семье начинаются тяжелые времена или кризис, что чревато разводом, то ответственный ребенок начинает постепенно исполнять задачи взрослых. Именно они в состоянии отчаяния и растерянности начинают перекладывать свои обязанности на ребенка.

Это касается не только физической помощи, но и эмоциональной нагрузки. В итоге сын или дочка занимают позицию взрослого, а родители (или один из них) – позицию несчастной жертвы, обиженной судьбой.

Вместо того, чтобы освободить ребенка от гнета взрослых проблем, родители еще больше нагружают его. Это категорически неприемлемо для детской несформировавшейся психики. В результате дети не выдерживают ситуации и срываются.

Совет: Уважаемые родители! Помните, что не вы родились у своего ребенка, а он у вас! У него период детства, а вы обязаны обеспечить ему счастливые годы. Если малыш прекрасно учится, то это не значит, что он должен быть взрослым не по годам.

От чего следует отказаться педагогам в школе

Все в жизни меняется, и воспитательная, учебная система тоже. Но некоторые задания по-прежнему не только не развивают и не раскрывают в детях творческий потенциал, но и еще больше загоняют их в рамки. А это устаревшее направление, потому что все мы разные. И никогда не сможем стать одинаковыми.

Равнение на “образец”

    Малыш с повышенным уровнем ответственности часто подпадает под влияние этой дошкольной и школьной практики.Даже на уроках труда необходимо смотреть на готовый образец и сделать так же. Хорошую отметку получает тот, кто выполнит работу наиболее похожей.Но ведь это невозможно, потому что каждый ребенок особенный, и видит мир по-своему. А педагоги представляют единственный правильный вариант, которому заставляют следовать всех. Дети-отличники очень стараются сделать точно так же, а если не получается, то нервное напряжение возрастает.

Задания на скорость

    Самые неприятные для детей задания. Хотя бы потому, что у каждого ребенка своя “шкала” скорости.Один делает быстро, другой медленно, но качественно. А ответственные дети изо всех сил стараются сделать лучше всех, но не всегда получается. В результате – очередной стресс.

В итоге этих и аналогичных задач, которые регулярно ставятся в детских садах и школах, дети с повышенным чувством ответственности становятся детьми с повышенным уровнем тревожности.

Регулирование ответственности – помогаем ребенку

Проблема в том, что дети не умеют регулировать этот процесс, а способность к саморефлексии только развивается. Поэтому взрослым необходимо помочь.

Замените понятие “ответственность” на понятие “достоинство”, чтобы малыш понимал, как определять свое состояние. Подберите несколько фраз, ориентируясь на возраст, обстоятельства. Пример: ” Ты видишь и замечаешь намного больше и лучше, чем остальные, поэтому остановись и подожди, пусть другие так же хорошо научатся замечать мелочи”.Часто ребенок-отличник агрессивно реагирует на ситуацию, когда что-то не получается. Он начинает обвинять остальных. Нужно понимать, что это не нападение, а всего лишь форма защиты. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, подтвердите его невиновность. Важно научить принимать проигрыш или случаи, когда от ребенка ничего не зависит.Если ваш школьник напряжен постоянно, это проявляется даже физически: в речи и тонусе мышц, то поможет массаж, бассейн или простое катание на качелях.Занимайтесь чаще творчеством: рисуйте, лепите, выполняйте задания без четко сформулированной итоговой задачи, приобретите ребенку кинетический песок.Говорите, что отдых не менее важен, чем работа. Пример в цикличности всего живого: все ночью спит, а днем бодрствует. Природа зимой отдыхает, а летом деревья и цветы растут и цветут.Делайте дыхательные гимнастики, где регулируется вдох и выдох. Равномерный ритм поможет ребенку расслабляться вовремя.

Самое важное: показывайте пример, подтверждайте убеждения поступками. На выходных выходите на природу, читайте книги и общайтесь побольше. Если вы видите, что ребенок напряжен при выполнении урока, то отставьте в сторону тяжелое задание, а учителю объясните, что малыш не справляется. И это не страшно, а нормально. Ведь главное, чтобы он был не несчастным отличником, а счастливым ребенком!

Источник: rebenokmama.ru