3 шага для преодоления тревоги (Р. Лихи)

Таня пишет курсовую по экономике, а внутри скребут кошки…   

Сроки поджимают, дома беспорядок, да и вообще, "Оценка положительных и отрицательных сторон конвертируемого рубля" — не то, чему молодая девушка хотела бы посвятить майские праздники. 

Но увы, родительское "доучись! Деньги плачены!" всё решило.

Приходиться писать, писать, ощущая беспокойство от бессмысленности происходящего: "зачем я пошла на эконом?", "могла бы на архитектора…", "теперь точно не успею!". Цепочка мыслей может повести и дальше, в пучину катастрофы, через чащи сомнений и к трясине разочарований..

Отчисление — работа в фаст-фуде — алкоголизм — нищета. Настроение упадёт, забирая остатки сил и студентка действительно получит "неуд". 

Но как же тогда быть? Что делать?!

Тут на помощь Тане и приходит когнитивно-поведенческая психотерапия! 

"3 ШАГА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ"  

Начнём с понятия.

Тревога — сознательно беспредметное, беспокойное ожидание опасности.

Если тревога беспредметна, то и преодолевать нечего. Следовательно, чтобы понять с чем конкретно бороться, стоит найти конкретный объект, из-за которого возникло негативное чувство.

Находим: в данном случае, это переживания студентки о том, что курсовая не будет готова в срок. Как только объект найден, переходим в инструкции: 

1 ШАГ. ОТДЕЛИТЕ ПРОДУКТИВНУЮ ТРЕВОГУ ОТ НЕПРОДУКТИВНОЙ. 

Чем отличается тревога "не сдать курсовую" от тревоги "а что если через неделю меня собьет машина"? С 1-ой можно что-то сделать в ближайшее время (попросить помощи, составить план, выкроить время), а со 2-ой и делать-то нечего. В отличии от тревоги по поводу курсовой, факт ДТП абстрактен и логические не вытекает из "здесь и сейчас".

А значит нет смысла переживать. 

2 ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 

Мы придали общей тревоге предметное воплощение и поняли, что за ситуация перед нами. Формально всё выглядит так: 

1. Есть незавершенная курсовая работа (15 стр.) 
2. Есть сроки (3-4 дня до сдачи)
3. Есть иные обязанности 

Мы могли бы оставаться формальными и сказать Татьяне: "пиши по 20 страниц в день, за 1,5 дня всё сделаешь". Но речь о живом человеке и тревоге, которая вынуждает нас добавить ещё один пункт: 

4. Фактор стресса

Здесь объективная логика не поможет. Нужно учитывать субъективный взгляд и его границы. Для этого задаём 4 вопроса: 

А. КАКОЙ САМЫЙ ХУДШИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ? — "Не сдать" Б. КАК ВЫ СПРАВИТЕСЬ? — "Общаться с друзьями, уехать в горы";В. ЧТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ? — "Сдать на отлично"; Г. КАКОЙ ВАРИАНТ САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ? — "Сдать на четыре". 

Эти вопросы позволяют определить контекст тревожного события с помощью 2-х полюсов, т.е. в перспективе (лучший-худший), проработать его и прийти к объективной переоценке ситуации.  

3 ШАГ. НЕУДАЧА — ВОЗМОЖНОСТЬ 

Мы ВСЕГДА можем совершить ошибку, допустить просчёт и даже провалиться с треском в любом из дел за которые берёмся. И Таня не исключение. 

Она-таки получила долгожданный оценку — "НЕУД"

Да-да, это не история с хэппи-эндом. Речь о реальной жизни, а в ней, как известно, бывает и такое. Но не недооценивайте КПТ. Терапевт и в этом случае Вас не оставит.  

Даже если предыдущий шаг не стал конечным, тревога не ушла, а звездопад из эффективных решений не озарил Ваш внутренний космос, всегда можно сделать конструктивные выводы из неудачи.

Приведу пример: 

Парень занимался тяжёлой атлетикой но, к сожалению, был вынужден прекратить из-за перелома позвоночника. Травматолог отправил бывшего спортсмена на МРТ. Далее, из результатов обследования открывается ещё один диагноз — "межпозвоночная грыжа" (вызванная поднятием тяжестей).    /
Итог
: если бы не перелом, то и о грыже мог бы узнать слишком поздно. 

Такова и суть 3 шага. Учись смотреть на неудачу в положительной перспективе:

А. ОПИШИТЕ СИТУАЦИЮ ПРОВАЛА, НЕУДАЧИ — "Получила неуд";Б. НАЙДИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛУЧИВШЕГОСЯ — "Смогла освоить КПТ-техники, решилась на поступление в магистратуру по архитектуре";В. РАССМОТРИТЕ СИТУАЦИЮ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ — "Неудача — это шанс делать то, что привносит счастье и удовлетворение в мою жизнь". 

Так работает мышление настроенное на продуктивную волну. Можно ломать кости и получать "неуды", сталкиваться с проблемами на работе или в личных отношениях, хамством на дорогах или откровенной несправедливостью властей. Впрочем, не так уж важно с чем. Важнее то, как именно мышление интерпретирует эти факты. Адаптивно или нет? Рационально или иррационально?

Надеюсь, что данная статья показала силу "рацио", с помощью которого подобные искажения и когнитивные ошибки могут быть успешно устранены.

 

Спасибо за внимание! 

ГЕОРГИЙ СОЛОДОВНИКОВ 

Психолог-консультант 

Телефон для записи на приём: +7 (919) 325 10 99

г. Челябинск. 

 

 

 

 

Солодовников Георгий Александрович

Источник: www.b17.ru