психология

А если психолог религиозен?

Эта тема уже звучала здесь на форуме, много мнений и позиций было высказано от квалифицированных психологов. Количество участников и дискуссий показало небезразличие к этому вопросу, поэтому цель этой статьи ещё раз рассмотреть тему религии в психологии под разными углами зрения.
Самое частое мнение, что психолог не должен проецировать свои собственные убеждения на клиента и тем более проповедовать ему религиозный культ. Тем не менее важное значение придается и личности психолога, в контакт с которой вступает клиент, и мы не можем отделить ее от набора инструментов и методов, которые выбирает психолог на основании собственных ценностей. Понятие религиозности имеет довольно широкое понимание в обществе, но мы можем условно разделить людей на религиозных, атеистов и верующих, не причисляющих себя ни к одной конфессии. Давайте разберемся с терминологией. Религия — означает восстановление связи с Богом ( лат. religare или re liga) с помощью определенных методов, которые могут различаться в разных конфессиях. Вера в конкретный религиозный путь зачастую приходит через других религиозных личностей: святых, духовных проповедников, их личный опыт, а также через собственные внутренние поиски и "прозрения". Самые распространенные религиозные учения монотеистические, основанные на принятии одного Бога и в основном распространены в России, странах Запада, в части Востока, а также сохранились и в Индии. Поэтому в нашей стране, если мы говорим, что человек религиозный, то подразумеваем, что верит он в существование единого одного Бога. Теперь давайте представим, что вытекает из данной "религиозности". Общие сходства из всех основных религий гласят, что за всем творением стоит очень разумная и могущественная Личность, которая заботится обо всех живых существах, что "без Его воли и травинка не шелохнется". Что все живые существа — Его частицы, и имеют такую же духовную природу, но бесконечно малы и их природа — служить Господу на основе любви. И таким образом можно познать изначальную любовь самого Бога к нам. И это осознание — цель жизни религиозного человека. Методы служения могут быть самые разнообразные: единые для многих конфессий — это воспевание святых имён Бога, прославление и молитва, слушание и чтение священных писаний, памятование, поклонение в храме, поломничество в святые места. В Индии, например, в храмах стоят мурти — определенные формы Бога, различного настроения. Его одевают в красивые одежды, предлагают пищу, поют и танцуют для Него. Это поклонение может отличаться от христианского своей праздничностью и радостными эмоциями. Там же есть более подробное описание как выглядит Бог, его качества и деяния, как выглядит духовный мир запредельный материальному.

Таким образом, религиозный человек видит во всех живых существах будь то человек или корова духовную природу. Он ясно осознает, что смерть неизбежна, и что дальше будет продолжение. Он не воспринимает жизнь как одноразовую вещь, он понимает, что от того как мы проживаем жизнь зависит наше настоящее и будущее. Что у всех наших поступков, верим мы или нет, будут последствия. Что все наши несчастья — это результат наших собственных неправильных действий, а счастье — правильных, и это основывается на своде древнейших божественных законов, которые призваны защитить наше сознание и вернуть домой к Богу. Другие последствия нашей жизни будут определяться кармой (инд.) или грехами (христ.). Что грозит адом, животной формой жизни или же наоборот возможностью побывать в раю. Существует даже подробное описание этих мест обитания.
И такой человек будет в итоге более ответственным во взаимоотношениях с другими, и, как правило, религиозные люди заручаются поддержкой Бога, чтобы помочь кому-то ещё, чтобы не брать на себя последствия неправильных поступков человека через общение с ним, но стать инструментом в руках Бога.

Но как быть если религиозный человек ещё и психолог? Основа любых взаимоотношений и даже с Богом — это свобода выбора, которую никто не отменял. Но зачастую человеку в первую очередь важно получить необходимый опыт принятия, доверия, заботы и любви. Такой терапевтический процесс имеет свои особенности, поскольку клиент вступает в отношения, говоря религиозными терминами, с "чистой" личностью, не поддверженной "дурным" привычкам и наклонностям, имеющий опыт и силы в отказе от того, что для других является смыслом жизни, имеющий опыт отречения и опыт духовного счастья, кто не завидует и не гордится. Как правило человек быстро ощущает это особое "поле" терапевта, происходит резонанс с самой глубинной личностной структурой (говоря религиозной терминологией — душой). Поэтому бывает, что люди перестают пить, меняют свой образ жизни, при том, что такой психолог не давал каких-либо собственных комментарий и поучений. Просто у человека проявился другой вкус к счастью, более чистый вкус, может он и не стал "святым", но от чего-то ему стало легче отказаться.

Говоря о "религиозном человеке" и "религиозном психологе" я конечно говорила о примерных чертах такой личности и общем принципе. Я также не хотела чем-то дискриминировать "нерелигиозных" психологов, признавая их профессионализм и действительную помощь, которую они оказывают людям! Если подвести итоги, то каждый человек в любом случае сам выбирает себе психолога, опираясь на его личность, качества и профессионализм, религиозный он или атеист, и всегда в праве отказаться от того или иного взаимодействия.

 

 

Голубева Анна Андреевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...