психология

Cамостоятельность, как стержень человека

Самостоятельность является одним из ведущих качеств личности, которое по мере взросления формируется и закрепляется в виде качества характера человека. Оно выражается в умении ставить перед собой определённую цель и добиваться ее достижения собственными усилиями. В основе описанного процесса заложена сознательная позиция индивида, умение ответственно относиться к своему поведению и выбранной траектории действий, проявлять стремление, волю и усердие, принимать решения и их выполнять не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях без перекладывания на кого-либо ответственности за свои неудачи.

 Не стоит терять время и акцентировать внимание на том, что формирование самостоятельности, как и многих других качеств личности закладывается еще в детстве (на моем профессиональном опыте можно с уверенностью сказать, что в возрасте до шести лет). Ее первые попытки проявления у маленького человека начинаются еще в 5 месяцев, когда малыш начинает тянуться к яркой погремушке или пытаться всеми силами сесть, а не только лежать в своей кроватке и наблюдать за окружающим его миром. Если родители не ставили себе целью и не придавали этому значение, то в последующем можно получить проблемы от невозможности самоопределения взрослого человека до деформации его личности (которое проявляется в пассивности, аморфности, обрастании ленью), так как самостоятельность можно отразить в тесной взаимосвязи с другими характеристиками, такими как: самосознание, самореализация, саморегуляция, самооценка, самоутверждение, самоуправление.

 

Причинами проявления у человека несамостоятельности, а отсюда нежелания / неумения ставить и достигать цели могут быть не только проблемы в том, что в детстве у ребенка со стороны взрослых данному качеству не уделялось должного внимания. Не менее разрушительным является позиция родителей к своему ребенку, которая выражается в делах и словах. Приведем конкретные примеры:

1) Авторитарный стиль воспитания, который выражается:

— в сравнениях и сопоставлениях («Я была отличницей, комсомолкой, всё везде успевала, а ты такой в кого уродился? Ни на что толку нет!», «Как повезло Ваниным родителям — какой у них мальчик растёт добрый и послушный!» или «Как написали контрольную другие дети? Мог бы и лучше справиться!» вместо: «Я понимаю, что ты не такой как я, но это не значит, что ты хуже или не справишься, у тебя много замечательных качеств», «Ваня, конечно, воспитанный мальчик и его хвалит учитель, но ты у меня не хуже, нужно только поработать над своим поведением и приложить усилия к этому. У тебя все получится, ты же молодец!», «Да, контрольную ты написал хуже, чем в прошлый раз. Но всё в твоих силах, подумай, в чем состоит проблема твоего результата и усиль работу в этом направлении!»;

— негативных установках («Как у тебя неуклюже получилось, лучше бы не делал это совсем, если не умеешь!», «Хватит, мне надоело тебя ждать! Отдай мне обратно, я лучше сделаю сама!». В этом случае мысль ребенка: «Раз плохо не буду делать совсем!». Поэтому, как бы не огорчал результат, нужно сесть вместе, проанализировать и предложить подумать, что можно сделать по времени, целевым установкам, усердию и т.д., чтобы в следующий раз получилось качественно, в сроки и радовало).

2) В чрезмерной опеке родителей: «Не делай, а то поранишься, я лучше сделаю сама, а ты просто посмотри», «Подрастешь и тогда сделаешь, а сейчас я сделаю за тебя, дай мне почувствовать себя мамой», «В моем тяжелом детстве мне приходилось много работать по дому, так как была большая семья. Я не хочу, чтобы у тебя так было — отдохни, позанимайся своими делами, погуляй», «Сейчас престижно работать тем-то, вот на эту профессию ты и пойдешь. Мы — родители хотим для тебя только лучшего в жизни!».

3) В воспитании мамой мальчика по типу «Мой сын как мой муж», а не «Мой сын как муж для своей любимой спутницы жизни, своей жены». Такое случается, если женщина рано овдовела или является матерью-одиночкой, может случиться и то, что находится в неудачном браке и воспитывает сына как отдушину себе до самой старости. В итоге в зрелой жизни уже взрослый мужчина должен по-прежнему маме отчитываться, как прошел день, что он делал, что получилось, что нет. Спрашивает, что нужно сделать, а сам не способен думать, решать, действовать, достигать. Такой бесхребетный человек, с заниженной самооценкой, с неудачами в карьере и личной жизни, со множеством страхов, опасений и фобий слоняется по жизни, опустив руки и отчаявшись даже не может ответить на вопросы: «Кто я? Зачем живу? Что мне нравится / не нравится? Чего хочу достигнуть?».

4) В отсутствии вдохновляющих слов любви, поддержки, веры во внутренний потенциал и силы ребенка. Как часто клиенты говорят: «Мне никогда в детстве родители не говорили: «Ты сможешь, справишься, я в тебя верю! Если нужно — помогу и поддержу, буду мыслями рядом в трудную минуту!».

 

Как много каждый человек черпает из детства и, если это многое плохого качества, то в зрелости приходится тратить силы, время и мысли на изменения, что дается с трудом и огромными усилиями над собой. Поэтому нужно задуматься об этом гораздо раньше, чтобы оказывать правильное влияние на своих детей.

Желаю Вам успехов в достижении результата! Будьте по-своему счастливы!

Буду признательна за обратную связь!

Ваш психолог, Катерина Агафонова.

Агафонова Екатерина Анатольевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...