психология

Что делать, если ребенок ворует?

Что делать, если ваш ребенок ворует?

 

 Начать мне хочется вот с чего. Кто такой ребенок и до скольки лет считать его таким? Если прислушаться к ощущениям, то ребенок он лет так до 12, и логически рассуждая, как раз лет к 13 окончательно как субстрат развивается кора, и наступает период "осознанного возраста". До этого времени он только учится жить в обществе, мыслить категориями "хорошо/плохо", понимать, что его действия несут за собой какие-то последствия. Поэтому на мой взгляд, приписывать учащемуся жизни "диагноз" — вор довольно поспешно. 

И потом, если рассуждать, что такое воровство, то можно вообще прийти к интересным выводам. Просмотр фильмов на бесплатных ресурсах, скачивание музыки кем-то придуманной для того, чтобы заработать в том числе… это не воровство? В этом вопросе есть много, над чем можно порассуждать. Только то, что описано в законе является воровством? Каждый как-то принял для себя здесь какие-то рамки, и они могут сильно различаться друг от друга. Так если в мире взрослых это так не просто, то ребенку еще сложнее с этим разобраться.

 Вот история. Семья: мама и двое детей. Денег хватает на минимум. За младшим сыном лет 7ми начали замечать, что у него появляются чужие вещи. Ну как удержаться человечку, у которого нет таких игрушек, нет такой одежды или еще какой-то маленькой мелочи, наличие которой так важна бывает в детстве, от соблазна — не присвоить это себе? 

 Вот, что я заметила.. что иногда взрослые, заметив такое поведение за своим ребенком, пугаются, боятся мнения со стороны и назначают ребенка таковым — "вором", таким образом отгораживаясь от него. А ведь это про колоссальный дефицит, а не про его моральный облик. Даже зная, что так нехорошо поступать, он всё равно это делает. Только дефицит чего? Вот это нужно найти. 

 Даже в ситуации изобилия, когда у ребенка всё есть и даже больше, это может произойти с ним. Тогда может это из-за недостатка теплоты? А может родителям самим не хватает теплоты, где-то потеряли в этой гонке за "завтра"? Тогда ребенок в поиске заменителя тепла.

"Я хочу такую же.. вот непременно такую же и сейчас" — может быть мотивом ребенка. Это про что? "Кто-то всегда лучше меня", у него есть, а у меня нет.. и чтобы быть таким же, малыш берет себе эту вещь. Чтобы заткнуть эту зияющую дыру внутри. Может, этого малыша не хвалит никто.. просто так.. не за "достижения"? Просто потому что он есть, как есть. В своих стремлениях научиться он делает свои маленькие шаги, которые невозможно не заметить… Слышу часто: "Ну что это за каляки-маляки? Что ты нарисовал?" — спрашивает с разочарованием мама 3х летнего ребенка. Чтобы нарисовать хотя бы круг, ему же научиться нужно… Мама вроде понимает, что ему нужно время, но это ощущение, что с ним что-то не так, он не старается, хочется, чтоб он был лучше… оно постоянно присутствует.. Откуда оно? Про какую собственную историю мамы?

 Разговор об этом сложный, неприятный.. так или иначе родителям приходится встречаться со своими "слепыми пятнами". Ребенок не становится обладателем какого-либо симптома, сам по себе.. это же всегда отражение семейной системы. Тяжело признавать это. Только надо помнить, что никогда родители не станут идеальными, чувство вины будет сопутствовать больше или меньше, но всех.. И только честность и желание исправить уже говорит о том, что родители на пути к разрешению. И они его обязательно найдут, я верю)).

 

Олеся Владимировна Бубнова — клинический психолог, детский психолог.

Бубнова Олеся Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...