психология

Что скрывает детский рисунок?

Если знать о механизмах проекции и возрастных стадиях рисования, то можно получить представление о различных психологических особенностях малыша. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах, отражающее не сознательные установки, а в первую очередь, импульсы и переживания. Даже самый маленький ребенок передает в своем изображении объекта личное отношение к нему. Малыш, скорее всего, не забудет нарисовать то, что кажется ему важным и значимым. И вряд ли он будет любовно вырисовывать то. что считает второстепенным. Поэтому рисунки можно использовать в качестве диагностических методов уже начиная с дошкольного возраста.

Часто родителей очень беспокоит, как протекает процесс адаптации малыша к детскому саду. Попросите ребенка в непринужденной обстановке нарисовать себя в садике, предложив ему карандаши и лист А4. А после окончания его работы расспросите его о сюжете: что он делает, кто его окружает, в каком настроении находятся персонажи и т.д. Комментарии малыша не менее важны, чем само изображение, для правильной интерпретации.

Если же маленький автор по ходу своего рассказа решит внести изменения в рисунок, ему не стоит запрещать, но для себя необходимо отметить, какие «доделки» отличают рисунок от первоначального варианта. Ведь то, что малыш изобразил, «не думая», больше соотносится с реальным положением дел, а то, что он пририсовал — с желаемой ситуацией (или социально одобряемой, по его мнению). Рассматривая рисунок, обратите внимание на характер самого сюжета, специфику прорисованных фигур, цветовую палитру и особенности штриховки для получения более полной и точной картины. А если что-то вызовет вопросы, то можно обратиться за советом к детскому психологу.

Интерпретация (пример рисунка из моей практики) :

Работа девочки — яркий пример того, как важно рассматривать рисунок ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, во взаимосвязи с комментариями самого автора. Чем младше ребенок, чем хуже у него сформированы художественно-выразительные средства, и именно реплики малыша способны прояснить настроение или детали рисунка. В рисунке малышки можно явно различить первое изображение человека-головонога, а из ее рассказа следует, что это портрет мамы, которая плачет. Такие рисунки девочка регулярно делает, находясь в детском саду.

Подобное изображение человека является нормой до 4-летнего возраста и говорит о хорошем интеллектуальном развитии ребенка. Можно заметить, что рисунок девочки занимает практически весь лист, т.е. сильно увеличен в размерах. Такая ситуация может говорить об импульсивности ребенка, характерной для этого возраста, значимости и важности мамы для малышки, но может и свидетельствовать о ее беспокойстве и тревожности. Проскакивающие линии, прерывающийся круг являются следствием несовершенной моторики ребенка и, возможно, присущей возрасту импульсивности. Использование ярких цветов — хороший признак, указывающий на жизнерадостный характер девочки, а разнообразие оттенков (5 цветов) -на высокую чувствительность и эмоциональность.

Несмотря на то что девочка рисовала маму, ее работа, скорее всего, отражает ее собственные чувства и переживания, является проекцией внутреннего мира малышки. Грустная, «плачущая мама» показывает эмоциональное состояние девочки в период адаптации к детскому саду. Глаза-черточки говорят о замкнутости, внутреннем запрете на выражение негативных эмоций, а черточка-рот может указывать на внутреннее напряжение. Наличие бантов свидетельствует о демонстративности, желании привлечь внимание.

Сам рисунок не опубликовала, так как родитель на мой вопрос о публикации рисунка ответил отказом, а в письменном виде разрешил рассказать.

Элина Тарутина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...