психология

Дистанция и близость. Часть 3

Благодаря трем своим функциям  — контейнера, границы и контакта – кожа становится существенно значимой,  в качестве главной арены обмена,  делая возможным  развитие представлений,  как о дифференциации,  так и об объединении. Одновременно с ознаменованием предела она утверждает также отсутствие разделения с другим  и играет важную роль в череде моментов  объединения и разделения,  которые необходимы в процесса эволюции.  Площадь физического контакта  — это та область , где появляется граница  и де ребенок будет хватать  необходимые ему предметы, как только они оказываются в этой области. Непосредственное проксимальное пространство – это не только пространство,  т.е место для объектов и сепарационных переживаний, но также отсутствие пространств,  место слияния которое стремится к размыванию.

В этом пространстве  (которое исследуется в основном осязательно) начинает развиваться способность связывать и организовывать события с помощью зрительного восприятия. Благодаря преимуществам зрения пространство превращается в то место,  где объекты проявляются и исчезают  и восприятие на расстоянии делает относительными  понятия присутствия и отсутствия. Развитее слуха делает для ребенка доступным переживания присутствия  невидимого предмета,  который с помощью голоса  объявляется за спиной ребенка,  расширяя, таким образом, зрительное пространство с 180 до 360 градусов.

С началом ползания зрительное восприятие начинает структурироваться . Данный этап заканчивается,  когда ребенок обретает способность ходить в вертикальном положении. Новое видение позволяет ему организовать пространство в соответствии с такими новыми понятиями как верх, низ, право, лево, сзади, спереди. Прогрессивные сдвиги в развитии позволяют ему  интегрировать трехмерность. Важным моментом является освоение  понятие перспективы. Для достижения этого присутствие матери необходимо  в качестве направляющего объекта,  который позволяет ребенку  приближаться и отдаляться  не испытывая страха потеряться во внешнем пространстве.  

Согласно Либерману у психосоматических пациентов  переход от одной эволюционной концепции к другой  был существенно осложнен,  что стало причиной псевдоразвития. Следовательно, концепция пространства  у таких пациентов  так и не достигла корреляции,  сопровождающей формирование  зрительного пространственного образа,  который позволил бы удерживать  представления без тех потерь  и размывания,  которые происходят с ощущениями,  возникающими из проксимального  измерения.  В этом измерении невозможно никакое понятие  стабильного пространства, т.е невозможно никакое представление  о существовании объектов , находящихся вне примыкающего пространства.  Такие пациенты сталкиваются с противоречием – они строят зрительный образ,  который, однако,  сохраняет качества присущие концепции проксимального пространства или пространства действия. В моменты тревоги  это представление может размываться, оно структурируется и деструктурируется  сообразно различным видам активности. Эти пациенты не могут отличить абстрактную репрезентацию от непосредственных чувственных данных.

Макаренко Амалия Алексеевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...