психология

Экзистенциальные школы психологии и психотерапии в России и постсоветском пространстве.

    Экзистенциальная психология и психотерапия в России и на постсоветском пространстве возникли и развиваются в нескольких школах, каждая из которых берет свое начало в различных источниках экзистенциальной философии и практики, гуманистической психологии, отечественной и зарубежной литературе. Вкратце рассмотрим моменты зарождения и индивидуальные особенности школ экзистенциального направления.

    Первым в 1996 году открылся Институт гуманистической и экзистенциальной психологии (г. Бирштонас, Литва), созданный профессором Римантасом Кочюнасом — учеником и последователем Александра Алексейчика, основателя восточно-европейской школы практического экзистенциализма, автора методов «интенсивная терапевтическая жизнь» и «экзистенциальная библиотерапия». На обучение в институте приезжает множество психотерапевтов из Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, России, Израиля и Украины, что дает Институту полное право считать себя одним из центров экзистенциально-феноменологической психологии и психотерапии в Восточной Европе. В 2000 году в г. Бирштонас начинает работу Восточно-Европейская ассоциация Экзистенциалной терапии (ВЕАЭТ), которая с 2008 года выпускает ежегодный журнал «Existentia: психология и психотерапия».

    Немного позже, другой ученик А. Алексейчика – Семен Есельсон в 1999 году основал в Ростове-на-Дону Международный институт экзистенциального консультирования (МИЭК). В отличие от слушателей Института в Литве, приходящих на обучение уже с психологическим образованием и некоторым опытом в психотерапии и консультировании, основными приоритетами слушателей в Ростове-на-Дону является скорее «расширение возможностей слушателей переживать, понимать, осмысливать свою жизнь именно как свою, единственную и неповторимую» (С.Б. Есельсон, 2004). С 2002 года в Ростове-на-Дону по инициативе С.Б. Есельсона и при участии Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии начинает издаваться журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия». В журнале публикуются статьи экзистенциальных психологов и психотерапевтов как из стран, входивших в состав бывшего СССР, так и из других стран — Польши, Великобритании, США, Нидерландов.

    В начале 2001 года Дмитрий Леонтьев — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, член Совета Международного общества экзистенциальной психологии и психотерапии (ISEPP) открыл в Москве Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Данный Институт в программе обучения своей целью ставит поддержку, пропаганду и развитие, а также интеграцию всех направлений экзистенциальной психологии и психологически ориентированной философской антропологии: европейской (Л.Бинсвангер, М.Босс, В.Франкл, М.Бубер), американской (П.Тиллих, Р.Мэй, Дж.Бьюджентал, И.Ялом, С.Мадди), российской (М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, М.К.Мамардашвили).

    Также в Москве в 2002 году при участии Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International) и лично Альфрида Лэнгле открылся Институт Экзистенциально-Аналитической Психологии и Психотерапии. Директор Института — кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии личности факультета Психологии МГУ Светлана Кривцова. Своей целью Институт ставит распространение идей экзистенциального анализа в России, в проведении обучения экзистенциально-аналитическому консультированию и психотерапии, а также осуществлению сертифицированного продолжения обучения в вышеуказанных областях в соответствии с нормами и стандартами GLE-International (Вена). Институт выпускает ежегодный журнал «Экзистенциальный анализ», содержащий публикации авторитетных представителей экзистенциально-аналитического направления психологии и психотерапии.

    Каждый из вышеперечисленных учебных заведений имеет свою уникальную программу подготовки консультантов и психотерапевтов, в которой уделяется большее внимание тем или иным теоретическим аспектам экзистенциальной философии и психологической практики. В учебных программах наблюдается различное соотношение теоретических и практических занятий, групповой и личной терапии, часов личной и групповой супервизий. Различаются также и требования, при выполнении которых слушатели и студенты получают дипломы или сертификаты об окончании обучения и присвоении квалификации консультанта или психотерапевта. Институты проводят разнообразные конференции, фестивали, мастер-классы, теоретические и практические семинары по разным направлениям экзистенциальной философии, психологии и психотерапии. Многие институты выпускают свои журналы, на страницах которых авторы делятся своими практическими и теоретическими исследованиями в области экзистенциальной психотерапии и философии.

    При всем обилии возможностей для взаимодействия, если присмотреться внимательно к программам конференций или публичных мероприятий, то можно увидеть, что фамилии основателей и их учеников той или иной школы крайне редко перемешиваются между собой. Круглые столы с участием представителей разных школ единичны. На страницах журналов с трудом можно найти перекрестные ссылки на статьи между различными школами, а дискуссии по поводу осмысления путей развития и особенностей современной русской экзистенциальной психотерапии практически отсутствуют. Складывается впечатление о нахождении русских школ экзистенциальной психотерапии в непересекающихся параллельных реальностях. Хочется надеяться, что более чем за пятнадцать лет своего существования школы смогли накопить свой собственный уникальный опыт развития, которым можно поделиться с другими отечественными ветвями экзистенциальной практики, почерпнуть много нового, посмотреть на себя другими глазами. Не лишним будет вспомнить слова М.М. Бахтина – «Идея начинает жить, то есть формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями”.

Наталья Олейник

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...