психология

Эссе. Тезаурус по произведению Делез Ж., Гваттари Ф. «Капитализм и шизофрения.»

Эдип — символ иррациональной веры, то, что воспринимается желающими машинами как неотъемлемое, то, что их породило и подчинило своей воле. В психоанализе Эдип — это родительская фигура, инкапсулированная в поле психического субъекта в качестве Супер-Эго, долга, закона, та, фигура, которую необходимо беспрекословно слушаться и подчиняться ей. В ответ на желание машин, Эдип подавляет и использует свои машины, машины для того и созданы им не имеющими своих собственных желаний, несвязанных с всепроникающей мощью Эдипа. Эдип — некая воображаемая фигура, наделяемая особым смыслом машинами желаний. Символ Эдипа в метафорическом значении может являться капитализмом, столь вездесущим в современности, не говорящим, но заставляющим подчиняться и выполнять то, что требуется. Капитализм так же, как и Эдип — бесплотный, его невозможно потрогать или увидеть, как и инкорпорированный образ отца, но эта мифическая фигура обладает огромной властью над телами. Вера в капитализм, вера в Эдипа, вера в Большого Брата, вера в Бога, — вся эта цепочка надежд, на то, что существует некий покровитель, ответственный за функционирование тел, дает им надежду и смысл продолжать и дальше заниматься воспроизведением и потреблением.

Желающие машины — термин употребляется в множественном числе не случайно, это говорит о взаимосвязанности таких машин между собой, имеется ввиду социальный контекст, и если говорить на языке психоанализа, то это субъекты, находящиеся под влиянием внутренних образов родительских фигур, или Эдипа. Желающие машины в совокупности исполняют волю Эдипа, играя разные роли в исполнении своей общей цели, придуманной воображаемым Эдипом. Желающие машины — это единый организм, социум, в котором каждый выполняет свою функцию, органичные машины прогресса, работающие слаженно и организованно, серые, одинаковые, сплошная масса. Желающие машины вписываются в окружающий механизированный мир благодаря своим поломкам, психотравмам, не будучи сломанными, они не были бы вынуждены заниматься воспроизведением воспроизведения. Такие машины создают цепочки означающих через означаемое, договариваясь об общем смысле того и другого, воспринимают окружающий мир определенным образом, содружественно участвуя в процессе создания и того, и другого.

Тело — элемент желающих машин, оно страдающее оттого, что является частью этих машин, желает быть частью чего-то другого или вообще не быть, вынуждено исполнять волю Эдипа, работать на него. Тело вмещает в себя инстинкт смерти и инстинкт жизни, желая продолжать жить и заниматься воспроизведением, и в то же время, ненавидя своего отца Эдипа за то, что создал его и подчинил своей воле. Таким образом, можно сказать, что страдание тела обусловлено борьбой между либидинозными и агрессивными инстинктами. Тело не имеет своей воли, оно воспроизведено такими же телами, как и оно, и обречено существовать, продолжая воспроизводить. Тело в капиталистической системе должно приносить себя на работу, хорошо выглядеть, быть не хуже других тел, питать себя пищей, для того, чтобы продолжать работать, воспроизводить другие тела, для повышения демографических показателей, для улучшения продуктивности этой системы, изнашиваться, для того, чтобы продолжать участие в капиталистической системе в качестве больного тела, которое бы продолжало участие в этой игре, становясь субъектом потребления медицинских и психоаналитических услуг.

Универсальный производитель — шизофреник, не отличающий означающее и означаемое, самого процесса производства и производимого этим процессом, не стесненный рамками и требованиями Эдипа, субъект, не понимающий метафор Эдипа, создающий собственные метафоры и собственный мир, в котором вымысел и реальность не имеют отличий. Шизофреник смеется над окружающим миром, создавая собственные означающие и пренебрегая созданными означающими желающими машинами под покровительством Эдипа. Такой производитель сопротивляется возможности быть связанным узами с Эдипом, и машинами желания, как символом его поражения.

Производство производства — бесконечный процесс первичного производства, производство ради производства, постоянно исполняемое желающими машинами под воздействием воли Эдипа. Антоним — антипроизводство.

Тело без органов — несотворенное тело, не способное или мало способное участвовать в функциях производства и производстве производства, произведенное желающими машинами, но отличающееся от них, существующее в другом измерении, отличном от временного измерения желающих машин, конфликтующее с ними, не соглашающееся подчиняться воле Эдипа и участвовать в производствах. Имеет "скользящую, матовую, напряженную поверхность" без лишних механизированных запчастей. Такое тело протестует, противопоставляет себя окружающему его социуму, заявляя о своей отличности, нежелании быть частью большого и мертвого, безжизненного, стереотипного действа, оно говорит собственным уникальным языком, кричит, сражается, невынося тех, что его породили, Эдипа и машин желаний, когда оно становится параноической машиной. Таковой оно становится, когда накал нежелания быть частью машин желаний зашкаливает, они интроецируются внутрь тела без органов, и оно теперь уже сражается с самим собой. И теперь преследующие желающие машины становятся не внешними, а внутренними объектами, с которыми ведется война. Либо тело без органов может становиться шизофреническим телом.

Полтавская Анастасия Борисовна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...