психология

Главное препятствие на пути работы над собой

Эпиграф:
"…не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 
… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. … Бедный я человек!"
(Апостол Павел. Послание к Римлянам).

Данное послание (ну или данный фрагмент из него) в христианской церкви у священников принято между собой вполне официально называть "Вопль Апостола Павла".

И надо сказать, что "вопль" этот достаточно примечательный с психологической точки зрения.

Дело в том, что когда человек пытается изменить себя к лучшему, то всегда встречает противодействие своих же собственных привычек (а любой невроз это, как, на мой взгляд, очень точно заметил один из великих российских психологов, тоже своего рода "плохая привычка") и всегда нужно время и настойчивость, чтобы плохие привычки заменить хорошими.

Например, если у человека есть невротическая привычка периодически везде опаздывать, то мгновенно "по щелчку пальцев" от неё не избавиться. Не существует "волшебной таблетки" или волшебной цитаты, которая бы позволила без наших собственных усилий в работе над собой достичь каких-либо позитивных изменений в своей психике. 

Ведь суть любой привычки — это автоматическое поведение. И это сильно позволяет упрощать жизнь. Плохая привычка или хорошая — это тут без разницы.  Действительно, не задумываемся же мы о том "перешагиваем мы или не перешагиваем трещинки на асфальте" (словами одного знаменитого психологического теста). Привычка — это "автопилот", который позволяет человеку заниматься другими делами не сильно отвлекаясь на выполняемый уже автоматически процесс.

Любая привычка упрощает жизнь. Например тем, что не нужно напрягаться и включать мозги. Скажем, устроить скандал всегда проще, чем найти способы решить конфликт без скадала. И часто привычным способом реагирования на конфликт бывает именно скандал. Или агрессия. А мозг при этом отключен.

Чтобы выработать новую хорошую привычку — "новый автопилот", какое-то время каждый разпридётся отключать "старый автопилот" — старую привычку и "переходить на ручное управление". Только так мы обучаем свой "внутренний компьютер" новой программе — новому алгоритму мышления или поведения. А это требует полной концентрации только на данном действии и ни на чём больше.

При этом старые привычки будут какое-то время прорываться при каждом "удобном случае", а точнее — при каждой ситуации в которой возникает спешка. Собственно поэтому главной вспомогательной рекомендацией при изменении себя к лучшему является рекомендация избегать любой спешки.

Если человек привык небрежно водить машину и в силу этого постоянно попадает в аварии, то чтобы научиться водить машину аккуратно ему придётся предельно концентрироваться на новом стиле управления автомобилем. И это не только само по себе требует усилий, но ещё и старая привычка постоянно "толкает под руку". Не случайно было замечено, что "переучиваться сложнее, чем учиться заново".

Так что для выработки новых матриц поведения придётся определённое время не только каждый раз "переходить на ручное управление", но ещё и раз за разом отключать самопроизвольно включающийся "старый автопилот".

С каждым таким случаем "ручного управления" постепенно формируется новый алгоритм поведения — новый "автопилот", который однажды сам по себе заменит собой старый. Но даже и при уже выработанном и вполне работающем "новом автопилоте", "старый автопилот" время от времени будет пытаться брать на себя управление.

Это не удивительно, если учесть, что старая привычка — "старый автопилот" применялась десятилетиями, а новой привычке — "новому автопилоту" как говорится "без году неделя".

Важно помнить, что "старый автопилот" уже никогда не сотрётся и не исчезнет — эта программа просто будет лежать неиспользуемой, но даже при уже созданном и работающем "новом автопилоте" в хотя бы чуть-чуть нестандартных для "нового автопилота" ситуациях попытается перехватить управление. И главное тут — вовремя заметить попытку перехват управления "старым автопилотом" и не позволить ему этого сделать.

Если говорить на языке физиологии, то наши привычки — это устойчивые связи, сформированные между нейронами нашего головного мозга. Соответственно новые привычки — это новый нейронные связи. Старые нейронные связи при этом никуда не исчезают.

Образно говоря, это как рядом со старой автомобильной дорогой построить новую и более удобную. Не вместо старой, а рядом со старой. Так уж устроен наш мозг: он никогда не строит новую дорогу вместо старой (не разрушает старую дорогу, чтобы построить на её месте новую), он просто строит новую дорогу рядом со старой и если мы достаточно настойчивы, пускает автоматическое движение не по старой, а по новой дороге. Важно просто не пользоваться старой дорогой и тогда она постепенно почти исчезнет.

Евлахов Павел Алексеевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...