психология

Горький вкус непонимания

   Когда ребенок приезжает в детский дом, ему должны дать время на адаптацию. Прийти в себя, найти людей, которым можно доверять. Это занимает довольно много времени.

    Казалось бы почему? Ведь забрали чаще из жутких условий. Где пренебрегали их желаниями, здоровьем, безопасностью… 

    Даже обидно, что дети как будто не ценят этого. Огрызаются, не идут на встречу или замыкаются и молчат. 
    Как же так? На обучении воспитателей по программе "Забота с уважением" для понимания такой позиции ребенка дается упражнение. 

    Возьмите листок. Разделите его на шесть частей. И напишите в нем свои планы, пусть даже условные.

Что будет завтра?

Кто будет рядом завтра?

Что будет через месяц?

Кто будет рядом через месяц?

Что будет через год?

Кто будет рядом через год?

  После того, как таблица заполнена, ведущий забирает листочки у любых участников и рвет их. Прямо на глазах. Остатки бросает на пол. 

 Эмоции обычно зашкаливают. Тут и негодование, и злость, и растерянность, боль.

     Попробуйте представить свои чувства, когда все что вы знали про свою жизнь -рушится в один миг. Что Вы чувствуете? Масса негативных эмоций? Желание все вернуть на место?  Обида на тех, кто это сделал?  Так и у этих детей. Да условия часто опасны для жизни. Но первая реакция — пусть было не сладко, но предсказуемо и понятно. 
    Это яркий пример крушения планов. Примерно через полгода ребенок в учреждении оттаивает. Кто-то чуть раньше, а кому-то мало и этого.

 Почему я пишу об этом? 

Пример слишком яркий и жестокий. А в повседневности?
Задумайтесь. Как часто мы пренебрегаем  из "лучших побуждений"  планами своих детей?                                                                                                                       

— Мы идем туда то!  Но мама, я хотела..  Да мало ли что ты хотела — надо! 
И так день за днем.  Есть важные дела. Как часто мы забываем спросить детей — есть ли у них планы? (Конечно, я говорю не о малышках, но и у них есть свои желания)

Вместо этого можно поступить так:

— Предложите ребенку обозначить свои планы на нужный отрезок времени.

— Выскажите свою точку зрения.

— Предложите обсудить и поискать варианты, устраивающие обоих.   Давай посмотрим, может мы вместе что — нибудь придумаем?

— Посмотрите, удалось ли найти решение. Если да, то замечательно! Поблагодарите за сотрудничество. Если нет, можно поискать еще.

 Всем нам хочется быть увиденными и понятыми. Все, чему мы научим детей, они понесут дальше — в свою жизнь.  Каждый день мы показываем детям пример отношения к жизни и манеры общения. Многие вопросы можно решить не через давление, а через сотрудничество и умение договариваться.

 А как вы договариваетесь со своими детьми? Есть ли какие-то свои находки?

Буду рада, если поделитесь)

 

 Уважаемые читатели, если вам интересно мое творчество, буду благодарна, если вы поделитесь статьей и подпишитесь на мою страницу.

Александра Честикова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...