Хайрофобия (от греч. chairo – радоваться + фобос – страх). Т.е. хайрофобия – это навязчивый страх и боязнь появления чувства радости, веселья, как вообще в жизни, так и какой-либо среде, обстановке или ситуации.
Хайрофобию можно определить, как некую патологическую эмоциональную зажатость в отношении проявления эмоций радости, веселья и т.п. по неким внутренним причинам и установкам, которые будучи ложно понятыми и усвоенными вошли в привычку сдерживания эмоциональности и в частности чувства радости.
Как может проявляться хайрофобия ?
Она может проявляться многопланово и, прежде всего, в таком поведении, которое избегает тех ситуаций, в которых возможно проявление радости:
1) Стремлении держаться в стороне от увеселительных мероприятий, праздников, весёлых компаний под предлогом веселитесь и ликуйте без меня;
2) Избегании соответствующего (комедийного) жанра в искусстве и культуре по причине несерьёзности, легкомысленности и напрасной траты времени;
3) Намеренном “забвении” (не упоминании) ни о чем весёлом и радостном, имевшем место в жизни, а если и упоминании, то обязательно с ноткой обесценивания и сведения до ранга ничего не значащего или глупого эпизода;
4) Избегании любых собственных мыслей о счастье и радости, чтобы не навлечь на себя после этого “беду” по принципу – “кто много радуется, потом горько плачет”;
5) Наличии защитной реакции страха от любой нечаянной радости, вызванной необходимостью расплаты за радость и боязнью не расплатиться.
6) Постоянного внутреннего стремления к самоукорению и самоедству для сдерживания любых отвлечённых и радостных мыслей и фантазий.
7) Тяготения к драматизации и трагедизации любой жизненной ситуации, а также и трагичным помыслам, включая мысли о смерти, как наиболее правильным и “отрезвляющим” и т.п.
8) Наличии устойчиво мнения о том, что юмор, смех, радость и веселье – это проявления зла и демонизма. Хайрофобы не понимают и патологически боятся юмора, сатиры и сарказма.
Данный перечень внутренних состояний и склонностей сразу же рисует образ современного верующего, а точнее обрядовера, который совершенно ложно усвоил многие духовные понятия и принципы, а потому вошёл в изменённое состояние религиозного сознания, которое и вылилось в синдром хайрофобии.
Не сложно понять, что состояние хайрофобии – это токсичное состояние сознания, которое продуцирует в душевной сфере не совсем здоровые чувства и качества и негативно влияет на окружающих, а потому для многих хайрофобов характерна самоизоляция или пребывание в узком кругу таких же по складу людей, находящих комфорт в избегании эмоций радости.
Каковы же причины развития хайрофобии?
Одной из основных причин хайрофобии можно считать несовершенство мировоззрения и в частности некогда усвоенную ложную мысль о том, что проявление радости – это плохо и форма несдержанности или не этичности поведения и реагирования. Это может быть очень резкая или грубая сдерживающая реакция родителя или воспитателя на первую детскую радость в её чрезмерной и чересчур эмоциональной форме со словами:
– “так себя воспитанные дети не ведут” или
— “так не радуются нормальные люди” или
— “так радуются только дураки или сумасшедшие” и т.п.,
которая на долгое время блокирует у ребёнка сам механизм эмоционального реагирования.
Позднее эта установка может усиливаться другими установками и табу, к примеру, религиозного характера о том, что юмор, смех и веселье – это “бесовские” проявления и тогда в сознании срабатывает целый блок на любые эмоции радости, поскольку детская патологичная установка усиливается ложной религиозной установкой.
К причинам хайрофобии можно отнести и генетическую предрасположенность, когда те или иные наклонности и особенность темперамента передаются по наследству.
В то же время хайрофобия, как и любая фобия, формируется на основе механизма страха, как главного сдерживающего фактора в поведении. Для того, чтобы задействовать фактор страха, всегда необходима психотравмирующая ситуация, связанная со столкновением двух противоположных качеств и энергий – “радости и страха” при которой вторая, как более сильная, непременно побеждает, как бы закрепляя и усиливая установку на запрет радости.
Такими установками могут быть:
«Кто громко смеется, тот громко и плачет»
«Безудержное веселье, – радость бесам»
«Лучше век терпеть, чем от радости умереть»
«Наше счастье – дождь да ненастье»
«Больше плачешь – меньше скачешь»
«Горе не море: выпьешь до дна. Охнешь – не издохнешь»
«За всё хорошее нужно хорошо платить»
«Чрезмерное веселье порождает грусть»
«После наслаждения приходит страдание»
«Беды человека научают мудрости»
«Вижу, кто скачет, а не вижу, кто плачет»
«Где чается радостно, там встретится горестно»
«Одна печаль заставляет забыть другую»
«Тебе смешно, а мне в сердце болью вошло»
- и т.д. и т.п.
Подобные пословицы и поговорки без расшифровки их правильного духовного смысла и контекста только усиливают эффект хайрофобии, делая её формой устойчивой душевной патологии, которая очень распространена в среде современных верующих.
Всех тех, у кого есть порок хайрофобии легко определить по постоянно скорбному выражению лица и отсутствию эмоциональности, как своего рода маске "грустного клоуна", которая никогда не сходит с лица.
За феноменом хайрофобии, как боязни радости, нередко стоят сугубо религиозные причины в виде некоторых ложно понятых и усвоенных религиозных установок:
1. стремления к бесстрастию, как высшему когнитивному состоянию, не понимая смысла бесстрастия, как сугубо духовного состояния,
2. избегания смеха, веселья и юмора, как манер, которые якобы не свойственны христианству и православию и являются отражением мирской распущенности,
3. ложного понимания смирения, как смиренничества посредством принудительного сдерживания и подавления чувств и эмоций,
4. гипертрофированного чувства вины, как превращённой формы "греховности",
5. склонности к самоуничижению и патологическому самоедству под видом борьбы со страстями,
6. ложному пониманию установки памяти о смерти, как относящейся сугубо к отшельническому и монашескому образу жизни,
7. ложному пониманию отношений с Богом через призму "сделки" — чем больше пострадаю, тем большее получу воздаяние и т,д.
Опасность хайрофобии для психики состоит в том, что она подобно “консерванту” консервирует эмоциональное содержимое когнитивной сферы, препятствуя нормальному душевному и психическому развитию. При хайрофобии душа и психика как бы погружаются в условно стабильный режим некого тягостного постоянства и неизменности, а точнее индифферентности и безразличия, который является откровенно токсичным, т.е. патологичным по отношению к нормальному функционированию когнитивной сферы, требующей проявлений не только сдержанности, скорби или безразличия, но и радости и веселья, как возвышенных состояний, способствующих эмоциональному раскрепощению и разрядке.
Основой для хайрофобии выступают две базовые страсти души – печаль и уныние, которые при их активизации полностью подчиняют себе ум, чувство и волю, т.е. всю психоэмоциональную сферу, как бы связывая душу и погружая в кокон хайрофобии.
Особенностью хайрофобии является то, что она блокирует не только эмоциональную, но и когнитивную сферу. Именно поэтому у многих хайрофобов бывает искажённое и очень ограниченное мировоззрение, а также серьёзные пробелы в познавательной сфере, что объясняется хайрофобической избирательностью и консерватизмом с избеганием всего нового и неизвестного.
Спектр проявления хайрофобии достаточно широк от лёгких форм, свойственных чаще неофитам и преимущественно девушкам из числа застенчивых и воспитанных в набожных семьях, до тяжёлых случаев, свойственных воцерковлённым и т.н. обрядоверующим, делающим упор не на умную, а на обрядовую, формальную и атрибутивную сторону веры и религиозности.
В связи с тем, что хайрофобия паразитирует на аксеологической (ценностной) основе, которая трудно осознаётся и занимает почти целый уровень мировоззрения, она трудно поддаётся лечению в запущенных формах и очень часто бывает неизлечимой, переходя в хроническую меланхолию.
Яцкевич Константин Владимирович
Источник: