психология

Яйцо как образ семейной системы

Давно собиралась написать по этой теме, а вот сбылось именно на страстной неделе Поста.

Я часто проводила встречи с родителями учеников школ – родительские собрания. На встречах с психологом люди задают важные для себя вопросы.

Частые вопросы  при встречах с родителями старшеклассников – учиться не хотят совсем, не слушаются, не помогают, огрызаются, ставят ультиматумы и т.д.

Многие до собраний приходили на личные консультации и заполняли бланк опросника АСВ (Эйдемиллера) и уже в курсе были о своем стиле взаимодействия с детьми.

В большинстве случаев , по результатам проведения теста АСВ – родители главной своей задачей ставят удовлетворение потребностей  ребенка!

С другими воспитательными функциями справляться родителям трудней  и они их «героически обходят» вниманием.

Что за функции? Приучение к труду(требования), Введение определенных Запретов, Санкции за невыполнение родительских требований и запретов.

Запрещать ребенку – поджимание губ и отводят глаза в сторону. Они же не изверги ребенку!

Между прочим, запрет совать пальцы в розетку умеют выдержать – опасность же явная!)

Санкции – воспринимаются как синоним жестокости. А это не так. Ребенок должен знать – не выполнил – ждут наказание! Не жестокое, а обязательное. Например, внеочередная помывка посуды. Свою фантазию задействуйте…

Приучать к труду! Это моё любимое)

Психолог: какие домашние дела вы делегировали своему ребенку?

Родитель: он по воскресеньям пыль  вытирает! (Причем у многих семей – одно и то же звучит!)

Как следствие такого однобокого воспитания – стиль «удовлетвори потребности ребенка любой ценой» — возникают та самые вопросы  у родителей:

учиться не хотят совсем, не слушаются, не помогают, огрызаются, ставят ультиматумы и т.д.

И вот я стала предлагать на родительских собраниях такой тест на сообразительность – «яйцо-тест».

Яйцо – это ведь некая замкнутая цельная система. У него есть свой жизненный цикл. В течение цикла оно претерпевает определенные изменения.

Вопрос теста звучит так: если представить  яйцо  как образ семейной системы, то у кого из семьи какая роль-функция в этой семье?

Сразу начинались родительские рассуждения – в яйце есть желток, белок и скорлупа.

Если семья это мама, папа и ребенок, то….

Большинство распределяли роли-функции таким образом (я сейчас напишу, а вы успейте сами для себя своё распределение представить):

Ребенок – Желток

Мама – Белок

Папа – Скорлупа.

Далее еще вопрос: как изменяются составляющие части яйца по мере его развития?

Ну и……осознали?

Именно так:

Желток – становится Цыплёнком, Белок – питательная среда для Желтка
Цыплёнка. Роль Скорлупы – когда Цыпленок вырос – она разрушится.

Ещё раз – это рассказывают большинство родителей! Сами!

Это витает в воздухе! Это отражают тесты (тот же АСВ, например. Я выше описала!)

А вы говорите треугольник Карпмана….

А ведь другие варианты возможны.

Хоть один (щадящий) – точно есть!

И , как мне кажется, задача специалистов  эту информацию сделать доступной и понимаемой.

Согласны?

Уважаемые читатели, если вам интересно мое творчество, буду благодарна, если вы поделитесь статьей и подпишитесь на мою страницу.

Куракина Тамара Николаевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...