психология

Интеграция методов сэндплэй и гештальт- терапии в работе с конфлюэнцией

У каждого из нас постоянно появляются потребности, которые мы или удовлетворяем или по какой- то из причин они остаются не удовлетворенными. В гештальт- терапии такое появление потребности и путь ее удовлетворения описан Циклом контакта.

Любая потребность появляется и в случае ее удовлетворения разрушается.

Цикл контакта пережил уже не одну редакцию и не одно дополнение, я далее буду писать о том, который предлагал П. Гудман. цикл контакта. Он состоит из 4х стадий:

    Стадия преконтакта

На этой стадии появляются ощущения, некоторая энергия. Начинает формироваться потребность. Скажем вечером, выйдя на улицу, вы чувствуете, как кожа покрывается мурашками, вы сжимаетесь. По телесным ощущениям вы понимаете, что вам холодно

    Стадия контактирования

Итак ваша потребность выделена- вам холодно. Что дальше? Дальше вы начинаете придумывать, как себя согреть. Надеть куртку? Зайти в кафе? Вернуться домой?

Вы решаете для себя, каким способом и с помощью чего удовлетворить свою потребность. Но также вы можете и обнаружить, что сейчас нет куртки, нет кафе и вам придется забыть о том, чтобы согреться. Иначе говоря, именно на этой стадии вы решаете, что и как делать со своей потребностью

    Стадия Full- контакт

Стадия на которой происходит непосредственное действие, если вы до этого решали, как себя согреть, то здесь вы это делаете- например, надевая куртку.

На этой стадии происходит удовлетворение потребности.

    Стадия ассимиляции

Вы надели куртку и вам хорошо, тепло и радостно. Это и есть стадия ассимиляции. Потребность завершена, получен опыт, который можно присвоить и использовать. Потребность разрушается, она больше на актуальна и на ее место приходит новая потребность.

И мы были бы совершенно счастливыми, если бы наши потребности проходили все стадии контакта. Но случается так, что на какой- то из стадий происходит прерывание, потребность не удовлетворяется.

Прерывание на стадии преконтакта- конфлюэнция или слияние- не возможность выделить потребность.

Выделяют два типа конфлюэнции— слияние с собой и слияние с другими.

В случае слияния с собой человек не может определить, чего он хочет? что он чувствует? Что с ним происходит?

В случае слияния с другими человек не может выделить свою потребность, заменяя ее потребностью других людей.

Работа со слиянием одна из самых непростых и длительных. Клиент не знает, что с ним происходит, чего он хочет, какие чувства он переживает сейчас. Такие клиенты приходят примерно с одинаковыми запросами: не знаю, что со мной, но мне как-то не очень, надо бы что- то поменять.

На помощь может прийти сэндплей- терапия, работа в песочном поле.

Все элементы песочного поля, объекты и люди, отражают спроецированные части личности, которые предстоит присвоить и интегрировать. И именно такая работа приносит больше ясности и осознанности клиенту, позволяя выделять потребности.

Как происходит сама работа?

Я предлагаю клиенту работу в песочнице со следующей инструкцией: “Построй то, что тебе захочется”

Клиент выбирает фигурки и помещает их в песочницу. Возможно он будет заменять одну на другую, какие- то добавлять, а какие- то убирать. Возможно, он будет как- то комментировать происходящее.

Моя задача на этом этапе наблюдать и давать как можно меньше инструкций, рекомендаций. Иначе говоря- не вмешиваться в его работу.

После того, как картина будет построена, мы переходим к этапу обсуждения, и именно на этом этапе для клиента и терапевта могут проявиться потребности клиента. Клиент рассказывает, что он построил, о чем его картина.

Я обращаю внимание клиента на те предметы и фигуры, которые наиболее привлекательны для него, те которые вызывают больше чувств. Прошу выбрать фигурку, которая больше привлекает внимание, затем рассказать о ней от первого лица.

“Кто или что это?”, “ Что сейчас чувствует?”,  “Чего хочется?”, “Какие отношения с другими фигурками на песочном поле?”,  “А чего бы хотелось?”, “Как эта история похожа на жизнь клиента?”, “Какие чувства появляются сейчас, в работе?”

Вопросы на этом этапе позволяют структурировать опыт клиента. Проводя параллели со своей жизнью клиент начинает больше осознавать себя и свои потребности.

Важно сказать о том,что песочная картина не должна интерпретироваться терапевтом, т.к. любые интерпретации могут подменять фигуру потребности клиента.

Юлия Чумакова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...