психология

Живу для всех, кроме себя.

Привычка отдавать себя миру воспитывалась многими поколениями до нас. И это было обусловлено условиями существования человека. Жизнь в стае, в коллективе была важным фактором выживания. Семья являлась основой гармоничного существования и была важнее индивида. Семья являлась гарантией безопасности, давала возможность почувствовать себя нужным, и высшим благом считалось пожертвовать себя людям, а заботиться о себе и думать о своих желаниях считалось эгоизмом и предательством коллектива. И конечно, многие женщины, матери не чувствовали себя счастливыми и реализованными, потому что отказ от собственных желаний все таки является невротической неестественной реакцией, которая приводила минимум к хроническому недовольству собой и миром, а максимум ко всяким болезням, в том числе и тяжелым. 

В наше время внимание к индивидуальности человека проявляется активнее, жертвенная позиция является объектом исцеления. Задача человека, в том числе вместе с психологом, найти баланс между требованиями окружающей среды и социума и собственными желаниями. Потому что полное самопожертвование ведет к опустошенности, ведь человек который не ценит себя, не будет ценим другими. Отдавая себя другим, он рано или поздно оказывается забыт, потому что фактически как личности его никогда и не было. И наоборот, отказ отдавать социальной среде ресурсы и внимание, отказ сотрудничать с реальностью тоже ведет к одиночеству, замедлению развития, ведь человек один мало что может сделать в этой жизни.

Корни программы "живу для других" кроется в воспитании в родительской семье и общении с матерью.

1. Страх разочаровать, расстроить маму заставляет ребенка все время ей угождать, а потом этот сценарий переносится и на других людей.

2. Подражание и спасательство. Видя, как мама все время работает и устает, ребенок хочет помочь маме, ожидая, что вот она, наконец-то расслабиться и поиграет с ним. Но проблема в том, что мама не разрешает себе отдыхать, а значит ребенок тоже, ведь маму нельзя бросать в страдании. Возникает замкнутый круг, и ребенок начинает постепенно жить, как мама.

3. Запрет на отдых. "Нельзя отдыхать, это пустая трата времени". Видя как живут родители, ребенок быстро у них учится. И в будущем, перенимая их убеждения, постепенно превращается в их копии, ну не полностью, конечно. И когда человек пытается позволить себе отдохнуть (то есть пожить для себя), внутри включается требовательный критик и чувство вины, мол, отдыхать — это неправильно, это плохо. Хотя без отдыха человек не сможет нормально работать.

Поэтому освобождение от программы самопожертвования заключается в освобождении от запретов на отдых и свое "хочу", снятия ответственности за жизнь мамы (сепарация от матери) и вины перед ней, в уважении собственных желаний, которые также важны, как и желаниях других, а также отказ от спасения близких и признание того, что спасти их без их собственного желания у вас не получится.

Если вы столкнулись с какими-то из выше описанных ситуаций, делитесь в комментариях, будем исследовать и искать решения!

Бажажина Светлана Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...