психология

Живые мертвецы в романе Дж. Мартина и в сериале «Игра престолов» по его мотивам

Обнаруживается несколько типов живых мертвецов в Вестеросе.

Вихты — мертвецы, которых сначала только за стеной оживляет король Ночи, в их число может случайно и/или неизбежно войти любой умерший, человек или зверь. Боевые машины  с глазами из голубого льда, с телами из остатков плоти и крови, они " не устают, не чувствуют, не останавливаются" — по меткому определению Джона Сноу, но мгновенно выключаются, будто выдернутые из сети, при уничтожении своего генератора — самого короля Ночи. В них не осталось ничего человеческого.

Страшная машина смерти, сотворенная из самой смерти — это психоаналитически точная метафора амбивалентности — по древнейшим поверьям даже горячо любимые люди могут обернуться врагами после смерти, поскольку любовь и ненависть сплетены  в единый узел, так же как жизнь и смерть. Страх перед местью умерших обычно преодолевают роскошными и, одновременно,  предусмотрительными траурными ритуалами — и глубокое почтение, и хороший крепкий гроб, и глубокая могила, покрытая каменной плитой, да еще и крест, у христианских народов.

Ко второму типу полуживых в книге "Песнь льда и пламени" и в сериале " Игра престолов" относятся ключевые положительные  герои: это рыцарь, вассал дома Баратеонов,  Берик Дондаррион, защитник бедняков, предводитель восставших "Братьев без знамен", благородная леди Винтелрфелла Катлин Старк, и главный герой —  бастард Неда Старка Джон Сноу, а на самом деле — наследник железного престола Эгон Таргариен. Их обычно оживляют красные жрецы бога Огня и каждый их них выполняет свою задачу в борьбе против бога Холода (короля Ночи).

Они почти по-настоящему живы, однако не без потерь и особенностей: их раны не заживают, а если проходит много времени между смертью и оживлением, они теряют значительную часть своих многогранных личностей, становятся людьми-функциями. Они уже не так цепляются жизнь, смерть не пугает их, скорее ,они даже ищут смерти. Задача, для которой они были оживлены, становится их главной битвой, навязчивой идеей. Они зомби в хорошем смысле, штучные, хорошей выделки.

Какая судьба их ожидает? В сериале Дондаррион погибает в главной для своего божества битве, в книге гораздо раньше — он передает свою жизнь и функцию воскрешенной им же Кэтлин Старк, более подходящей для эффективной мести и убийства врагов. Что случится с Джоном Сноу пока неизвестно, станет ли он королем Вестероса, для этого ли он воскрес? Возможно, он погибнет раньше или жизнь будет постепенно покидать его, если цель, ради которой он был воскрешен, будет достигнута. Какова эта цель в сериале — только ли победа над смертью или еще и продвижение культа бога Огня в Вестеросе, выяснится в ближайших сериях.

А как насчет самой Дейнерис Таргариен, матери Драконов? Как она выжила в погребальном костре? Или она тоже умерла и  была воскрешена, для чего ей понадобилась жизнь сожжённой ею колдуньи? Этот вопрос остается открытым.

Тот факт, что Джон и Дани оказались бессильны убить короля Ночи, не говорит ли о том, что они связаны с ним одним уровнем "инаковости"? Они, как и он, прошли суровую инициацию смертью и стали иными — магическими существами, полу-людьми, полу-богами, чья судьба решается иначе, чем судьба обычных людей, которые могут воскреснуть только как пушечное мясо короля Ночи. Но именно это и ставит их над людьми, дает право на управление ими в концепции инаковости власти  ( власти от Бога).

Еще один тип полумертвых в книге описан подробнее, в сериале только намеком — это дядя Бенжен, убитый белым ходоком и воскрешенный носителями еще одного религиозного культа Вселенной льда и пламени — детьми Леса. Они исповедуют древнейшую в Вестеросе религию — поклоняются деревьям, к числу их магических атрибутов относится и Трехглазый ворон, и лютоволки, и чар-древа, и все это роднит их со Старками. Джон Сноу, хоть и воскрешен иными силами, сознательно остается в рамках своей прежней веры. Именно они убили при помощи драконьего стекла и воскресили в ином качестве одного из Старков, ставшего королем Ночи.

Физически Бенжен-мертвец похож на мертвецов, убитых и воскрешённых белыми ходоками — у него черные, холодные руки, на лице следы смерти — трупные пятна, но в остальном он остается почти прежним, как и Джон. Тем не менее, он не может пройти за стену, пока она  не разрушена — магическая белая стена не пропускает мёртвых, к какому бы типу они не относились ( отличная защита от злобных мертвецов).  Бенджен  Старк- хороший, добрый мертвец, в книге он помогает и Сэму, и Брану, и Джону. Его дальнейшая судьба пока тоже не ясна, хотя в сериале он, похоже, тонет под ударами вихтов. 

Воскрешение мертвых — древнейшая мечта и древнейший ужас человечества, в романе  Д. Мартина становится радикальным  средством против непреодолимости судьбы. Ожившие герои сильнее, честнее и предприимчивей живых,  можно сказать, что они люди другой культуры. Автор буквально использует метафору культурной смерти — инициации, через которую в определённые моменты жизни проходит каждый носитель культуры — обряд перехода из одной возрастной, этнической, религиозной или профессиональной группы в другую, в ходе которого, умирая для одного, рождаются для другого.

Вместе с тем, воскрешение всегда возможно в рамках бессознательного, инфантильного мышления, в котором смерти, как и времени не существует. Смерть лежит за пределами культурного кода, говоря языком психоанализа — за пределами символического, в котором циклическая замкнутость времени всегда предполагает возрождение. Можно сказать, что именно эта особенность и лежит в основе фантастики как жанра.

 

Альперн Людмила Ильинична

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...