психология

«Как детская травма привязанности влияет на личную жизнь».

 

Вы замечаете, что у вас не очень складываются длительные отношения с противоположным полом? Например, у вас часто меняются партнеры. Или как только вы начинаете к кому-то привязываться, эти отношения разрываются. Либо ваша привязанность исчерпывает себя достаточно быстро, и вы хотите эти отношения порвать. И каждый раз находилась веская причина для разрыва отношений.

Тем не менее, вы начинаете задумываться, что что-то не так, спрашивать себя: почему у меня не складываются стабильные отношения с одним и тем же человеком? Скорее всего, причина в нарушении привязанности.

Нарушение привязанности начинается в очень раннем детстве – в период от 0 до 18 месяцев. В чем это нарушение заключается? Само рождение для младенца было очень страшным. Мы пришли в этот мир, и он показался нам холодным и небезопасным. До полутора лет ребенок очень тревожен, поэтому он может беспричинно плакать. Нам нужен был кто-то взрослый, кто будет рядом с нами, будет держать нас на руках, смотреть в глазки, гладить по головке, когда нам становится страшно.

Так устанавливается привязанность, объектом которой становится этот взрослый, как правило, мама. Привязанность – это особая эмоционально-психологическая связь, благодаря которой ребенок получает защиту, тепло, комфорт и успокоение. Если этот взрослый находится рядом, ребенок успокаивается, у него формируется чувство безопасности.

Эта связь двусторонняя. Ребенок нуждается в маме, а мама держит его все время в поле зрения и обеспечивает его жизнедеятельность. В первый год жизни они представляют собой, по сути, единое целое. У ребенка могут быть и другие привязанности – к папе, няне, бабушке, брату и так далее. Чем их больше, тем сильнее у него будет ощущение заботы, безопасности, любви.

В некоторых ситуациях происходит нарушение подобной привязанности:

1. Ребенок-отказник. Это самый тяжелый случай, ведь у ребенка, по сути, никогда не было своего взрослого. За такими детьми ухаживают в учреждениях, кормят, одевают, им тепло и неголодно, но у них не формируется ощущение базовой привязанности, нет ощущения, что у них есть свой личный взрослый, к которому можно обратиться за решением какой-то проблемы.

Часто такие дети находятся в депривации, т.е. их основные потребности не удовлетворяются. Поэтому у детей-отказников практически нет шансов на формирование глубокой привязанности.

2. Привязанность у ребенка была, но по какой-то причине оборвалась. Например, основной взрослый, который ухаживал за ребенком первые недели, умер или уехал. Для младенца это будет сильной травмой. Он уже будет знать, что такое привязанность, но она была слишком рано оборвана. В таких случаях обычно формируется зависимый характер.

3. Ненадежная привязанность, ненадежная забота, ненадежный взрослый. Такое часто бывает в семьях, где взрослые слишком заняты работой или страдают алкоголизмом/наркоманией. Например, взрослый может часто оставлять ребенка одного. Сюда даже попадает такая невинная ситуация, когда родители на длительное время отправляют младенца, например, к бабушке.

Он знает, что у него есть свой взрослый, у него с ним крепкая связь, он любит его и ожидает от него тепла и помощи. Но по какой-то причине он эту помощь не получает. И младенец живет в страхе, он не понимает, что он делает не так. Привязанность начинает граничить со страхом, ненавистью, тревогой. И когда он вырастет и вступит в отношения, он уже будет уверен, что любовь связана с ненавистью, страхом и другими негативными моментами.

Почему травма привязанности, полученная в столь раннем возрасте, влияет на отношения во взрослой жизни? Потому что самая первая модель отношений – это наши отношения с мамой или взрослым, который ее заменял. Какими были наши взаимоотношения с этим взрослым, таких отношений мы будем ожидать и от сексуального партнера. Если с мамой все было хорошо, то и во взрослой жизни будут формироваться надежные, доверительные, безопасные отношения. Если же человек подпадает под одну из трех описанных ситуаций, то высока вероятность, что все в этом плане будет плохо. Причина всегда найдется.

Если ребенка били, кричали на него, мало поддерживали, то у него может сформироваться установка, что любви без насилия не бывает. Реальный случай: одну женщину в раннем возрасте мать сильно била, но потом брала на руки, гладила и целовала. И теперь близость с мужем у нее происходит только после предварительной драки и ругани.

Кстати, многие люди удивительно спокойно терпят то, что к ним плохо относятся. Это тоже происходит из-за нарушения привязанности. Они могут бесконечно менять партнеров, но они все равно бессознательно тянутся к тем людям, которые будут применять к ним насилие.

Итак, из-за нарушения привязанности нас могут ждать проблемы в отношениях. Чтобы разорвать эту связь, необходимо из подсознания поднять ее в сознание. Тогда у нас появится выбор: либо продолжать привычную жизнь, либо приложить усилия и формировать отношения по-другому.

Кроме того, травма привязанности лечится привязанностью. Лечится с помощью стабильных, понятных, имеющих определенные границы отношений.

Если говорить о психотерапевтических методах, то необходим стабильный сеттинг, т.е. встречи с психотерапевтом должны происходить регулярно и в одно и то же время. Если встречи будут происходить раз в неделю, то средний срок лечения обычно занимает больше года.

Благодаря сеттингу клиент успокаивается. Внутренний маленький ребеночек, которому что-то недодали в первые месяцы жизни, начинает понимать, что рядом всегда есть человек, к которому можно прийти и подержаться за руку. Так появляется понимание о том, что здоровая, надежная привязанность возможна, формируется новый внутренний опыт.

Новиков Валерий Павлович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...