Вот уже почти 19 лет как я работаю в вузе. За плечами — 5 лет руководства факультетом психологии. Все, кто работает в системе российского образования знают, что там все не так просто, как кажется со стороны.
"Казнить нельзя помиловать"
Примерно так выглядят многие конфликты между студентом и преподавателем. Где ставить пресловутую запятую — не всегда понятно.
Хотя, справедливости ради надо сказать, студент (особенно первых 4-х курсов) почти беззащитен, если за ним не стоит крепкий, знающий свои права и поддерживающий родитель.
Поймите правильно, юридически студент довольно защищен. Психологически — нет. Видела единицы тех, кого трудно "продавить образовательной системой". Да я и взрослых-то таких не видела много.
Первый случай обращения за помощью в решении конфликта между студентом и преподавателем помню в 2008-2009 году. У выпускницы испортились отношения к научным руководителем. Я ее сопровождала. Такое сопровождение ставит особые психолого-педагогические задачи. НАУЧИТЬ выходить из конфликта, а не просто решить за студентку проблему, договориться с коллегой и утрясти ситуацию. Эта девушка прошла свой опыт с честью, показала достойный пример и победила ситуацию.
И с тех пор как-то повелось — я учу студентов, попавших в трудную ситуацию, решать конфликты. И не смотря на то, что сама за жесткую демонстрацию своих прав — не вовлекаю в эту стратегию других. Хотя и не скрываю, что такой путь есть, со всеми вытекающими.
Руководствуюсь четырьмя принципами:
— Рассказать о правах, показать подводные камни и острые углы, то есть дать максимальную информацию для самостоятельного выбора способа решения (я вузе с 8 класса, как рыба в воде)
— Учитывать беззащитность студента перед системой
— Сохранить и приумножить самоуважение у всех участников и уважение ко всем участникам конфликта
— Активно включиться в нахождение креативного решения
По мотивам 10 летнего тайного пути студенческого адвоката написан handbooke на тему эмоционального выгорания преподавателя. Выгорания, бичом ударяющего по студентам в настоящее время. И пока преподаватели это преодолевают — студент должен как-то учиться, сдавать сессию и быть счастливым, влюбленным и активным.
Handbooke об этом.
Здесь можно скачать:
https://yadi.sk/i/jbsvT_4biW91Bw
Ольга Богородская
Источник: