Как поддержать творчество в ребенке или в самом себе?

Творчество и детство у меня ассоциируются очень тесно между собой.

В детстве у большинства детей проблем нет никаких. Весь мир вокруг является средством для творчества.

Молоко разлилось по столу? Чудесно! Это уже не молоко, а водоем. А печенька — это настоящий плот, который прекрасно плавает в молоке.

Творожный сырок — это мороженка.

Листочки дерева — денежки.

Стул — это конь.

Кривая засохшая ветка — это змея.

Стиральный порошок вместе с маминым кремом за 1000 рублей — вообще лавка волшебницы получается.

Все запросто превращается во все.

А дальше — на эту детскую врожденную способность творить следует какая-то реакция значимых взрослых.

Так-то этих реакций при грубом обобщении всего три.

Запретительно-наказательно-ограничивающая. Это когда родителям невыносимы рисунки на стенах, молоко с уже размокшим печеньем на столе, зазря переведенные ценные предметы. За творчество ругают и наказывают. Творчество — СТОП!

Обесценивающе-игнорирующе-пренебрежительная. Это тоже, собственно говоря, про невыносимость. И тогда творчество ребенка — это ерунда какая-то, лишний мусор в квартире, хлам, нелепые каракули, бумажки и т.п. Результат творчества уничтожают. Физически. Выбрасывают, например. И морально. Демонстрируя, что ценности в этом нет. И это тоже СТОП!

Что за невыносимость приводит к этим двум реакциям? Невыносимость личной утраты контакта со своим творческим началом. Отсюда видеть другого в контакте с творческим источником невыносимо тоже.

Третья реакция. Или первая? Поддерживающая.

Из чего она складывается?

Из безоценочности.

Из искреннего интереса к тому, что делает ребенок.

Из бережного отношения к тому, что у него получилось.

Из желания побудить ребенка поделиться результатом своего творчества с другими детьми. 

И еще из отношения всерьез.

Приведу пример. Ребенок нарисовал рисунок. Сам ли, в детском саду ли, или в своей школе раннего развития, не важно. Этот рисунок стоит повесить на стену. Оформить в рамочку и повесить на стену. И не где-то в его детской комнате, а в гостиной, где его смогут увидеть и дети, и взрослые, приходящие в гости. И вся семья сможет любоваться.

Это будет и про всерьез, и про ценность, и про поделиться. Про поддержку.

Связь прямая. Детские работы висели на стенах, во взрослом возрасте картины будут висеть на выставках. У человека будет ощущение ценности своего творчества для себя и для других.

Все, что написано в этой статье про поддержку творчества в детях, справедливо для поддержки творчества в самом себе, если творить вы начинаете во взрослом возрасте.

Только реакцию поддержки придется давать самому себе.

Ну, и принцип: нарисовал картину — разместил на стене (реальной или в соцсети)!

Решили рисовать? Картины на стену.

Решили танцевать? Танцевальный номер на корпоратив.

Решили петь? Песня у костра, на юбилее, на благотворительном концерте.

Глушаева Ольга Сергеевна

Источник: www.b17.ru