психология

Как принять свою беспомощность?

Нет, наверное, ничего более сложного для тревожного человека, чем принять свою беспомощность. Это я знаю, в том числе, по своему невротическому опыту. Каждый раз, попадая в ситуацию беспомощности, у нас возникает непомерное желание как-то преодолеть это состояние, вырваться из него, побороться с ним или же сбежать куда-то – лишь бы только не ощущать больше этого непереносимого чувства. Именно беспомощность превращает невроз в сплошное непереносимое страдание.

Но почему так сложно что-либо сделать с этим состоянием?

Дело в самом устройстве нашего мышления и нашего мозга. Мышление и мозг являются по умолчанию внешнеориентированными, то есть наше мышление, в первую очередь, привыкло иметь дело с внешним миром, тогда как мир внутренний во многом остаётся для нас тайной за семью печатями. И всё бы хорошо, но только мозг по привычке пытается переносить способы решения внешних проблем и ситуаций вовнутрь, решая проблемы внутренние привычными стратегиями. Но, к несчастью, внутри нас действуют совсем другие законы, которые не подчиняются тем же правилам, что снаружи нас.

Так, например, если за нами бежит человек, желающий нас побить, то мы сможем справиться с этой ситуацией, сбежав от него, либо же побив его самого. А вот с нашей тревогой так уже не получится. Если мы пытаемся сбежать от неё или как-то усилием воли в себе её попробовать побороть, то она становится только сильнее. В этом и заключается парадокс тревоги. Если у страха есть внешние источники, с которыми как-то можно справиться, сбежав от них или поборов, то у тревоги таких источников нет, потому как просто не от чего сбегать, и не с чем бороться.

Конечно, мозг постоянно пытается наделить нашу тревогу определёнными «источниками», порождая в голове огромное количество мыслей в стиле «а вдруг что-то случится» или «а вдруг когда это случится, я не справлюсь». Но всё это является как раз тем, о чём я писал выше – попыткой мозга применить внешние стратегии к внутренним проблемам. Все эти «источники», которые предлагает нам мозг, как правило, никакого отношения к нашей тревоге и её причинам не имеют.

Но пока мы пытаемся справиться с этим псевдо-источниками нашей тревоги и не можем (поскольку тревога-то с ними и не связана никак), у нас усиливается чувство беспомощности. Оно усиливается только потому, что мы, прилагая усилия, никоим образом не приближаем себя к решению проблемы, поскольку усилия просто уходят впустую. Но мы при этом думаем, что это у нас просто не хватает сил, не хватает умений, что мы такие немощные, что не можем решить проблему.

Это похоже на ситуацию, когда человек пытается черпать воду из ванной чайной ложкой, чтобы не затопить соседей снизу, тогда как у него на полную открыт водопроводный кран. Но человек не может осознать то, что надо просто перекрыть кран, а продолжает, прилагая огромные усилия, черпать воду ложкой, при этом обвиняя себя в том, что он делает это не достаточно хорошо.

И как же справиться с этой беспомощностью?

Парадокс решения этой проблемы заключается в том, что с беспомощностью и не надо справляться, её надо принимать. Напоминаю: стратегии решения внешних проблем не подходят для решения проблем внутренних, то есть абсолютно, практически с точностью до «наоборот». Именно поэтому максимально эффективных результатов в преодолении невротической беспомощности можно достичь только через принятие этой самой беспомощности, потому как эта беспомощность не внешняя, а внутренняя.

Лично мне больше всего нравится вариант осознанной растерянности. Растерянность – это именно та форма беспомощности, в которой мы не боремся со своим состоянием, не пытаемся его контролировать или избегать (потому что, на самом деле, в этом нет никакой нужды).

Мы не можем контролировать то, что нельзя контролировать, мы не можем сбежать от того, от чего невозможно сбежать. Мы не можем контролировать свои чувства и эмоции, так как не можем контролировать свои потребности и ценности (но вполне можем управлять способами их реализации). Мы не можем убежать от самих себя, потому что это практически невозможно (а способы, где это относительно возможно, точно малоприятны: алкоголизм, наркомания, зависимые отношения, суицидальное поведение).

Приняв свою беспомощность через растерянность, мы можем значительно снизить уровень внутреннего напряжения, а, следовательно, и тревоги со всеми вытекающими симптомами.

Принятие растерянности означает принятие того, что сейчас я ничего не могу изменить, ничего не могу сделать с этой ситуацией, потому что во многом она от меня сейчас не зависит. В этом случае можно только принять ситуацию как есть и просто наблюдать за тем, как она будет разворачиваться. Принятие не обозначает жертвенности, так как принятие является разумным выбором наиболее подходящего решения. Вы не можете заставить ветер развернуться, а море пускать волны в другие стороны, точно так же вы не можете заставить свою тревогу исчезнуть, если не знаете, почему она у вас на самом деле возникла. Но вы можете принять это как данность, как то, с чем в данный момент не можете справиться.

Если вы не можете побороть тревогу или сбежать от неё – так, может, стоит перестать бороться и сбегать? Ведь именно так с ней и можно справиться. Потому что тревога – это следствие борьбы с самими собой. Борьбой нельзя победить борьбу. А вот принятие себя и своего состояния, даже через растерянность, способно принести куда большие результаты.

Если вам понравилась данная статья, то оцените её лайком – так её сможет прочесть большее количество людей. 

И, как всегда, жду вас у себя на консультациях. Первая консультация у меня традиционно бесплатная.

Петров Илья Евгеньевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...