психология

Как ребенок защищает своё личное пространство, и кто ему мешает.

Что делает младенец, когда его берет на руки кто-то другой, а не мама или, когда мама отдает на руки кому-то другому?

Плачет!

Что делает малыш, когда гуляет с мамой,которая отвлечется на разговор с чужой тётей/дядей/подругой?

Плачет! Хватает её за руки, одежду, тянет к себе.

Успокаивают ли ребенка слова: «Разве ты не видишь, что я разговариваю? Когда взрослые говорят, дети им не мешают. Я сейчас поговорю, подожди, постой рядом».

Нет.

Как мамы реагируют на такое поведение ребенка?

Сердятся, злятся, прикрикивают на него, стараются оторвать цепкие ручки от себя, но при этом не прекращают разговаривать с подошедшим взрослым человеком (мы же, как воспитанные люди должны быть вежливыми и учтивыми. Нас к этому приучили).

Подобное реагирование на плач ребенка достаточно распространенная ошибка, которая не осознается родителями.

До 3-х лет личное пространство ребенка это он и его мама.

Любое вмешательство в своё личное пространство ребенок отстаивает так, как умеет. А умеет он плакать, кричать, дергать маму за одежду, оттаскивая её от чужой тёти.

Ребенок родился с пониманием того, что своё личное пространство надо защищать.

Вред или пользу наносим ребенку мы, взрослые, когда ругаем, стыдим, наказываем его за это?

Как поступить в данной ситуации?

Уделить внимание ребенку. Взять его на руки, прижать, обнять. Показать ребенку, что опасности нет, что он вместе с мамой в их общем неразделенном пространстве, что ни тётя, ни другой взрослый не разлучит их и не будет «впущен» в их личное пространство.

Вежливо извиниться перед тем, кто нарушил ваше пространство. Взрослый найдет ответы на свои вопросы, он справится. А если, хочется пообщаться с подругами и друзьями, то можно найти для этого другое время, другие возможности.

Как играют дети 3 – 5 лет в детском саду или на детской площадке?

Каждый в своем уголке со своими игрушками. Их личное пространство расширилось. Ребенок уже отходит от мамы, уменьшая её «количество в своём личном пространстве. А если к ребенку кто-то из детей подойдет, то он может и совочком ударить и оттолкнуть.

Мамы допускают ошибку, пытаясь навязать детям общение: «Посмотри вот на того мальчика/девочку. Поиграйс ними. Отдай ему свою игрушку, не будь жадиной. Надо делиться игрушками. Учись дружить».

Некоторые мамы, желая выглядеть в глазах посторонних вежливыми, ругают своего ребенка, если он защищает своё личное пространство.

 Если ребенок не хочет пускать в своё личное пространство кого-то, то  у него нет такой потребности. Подождите, не спешите, не навязывайте ему своих желаний. Если ребенок сам подошёл к сверстнику, то вы можете помочь ему познакомиться или обменяться игрушками при взаимном желании.

На момент поступления в школу, ребенок сокращает своё личное пространство. Он сближается со сверстниками обнимаясь, толкаясь, пожимая руки или похлопывая по плечу, заводит новых друзей. Общается с воспитателями и учителями. Это минимальное личное пространство сохраняется до пубертата, а затем оно начинает расширяться. Чем старше подросток становится, тем сложнее ему завязывать новые отношения.

Обратите внимание на расстояние, которое мы, взрослые устанавливаем между друг-другом. Оно равно двум вытянутым рукам. Это рукопожатие. Замечали, что разговаривая с чужим, мы порой делаем шаг назад, если тот подходит ближе.

А если не делаем, пуская в своё пространство всех, кто без разрешения забрёл, проходя случайно мимо, нас же "переучили" в детстве. Подвергаемся опасности? Да! 

Тогда с чего начнем? С самого раннего детства. Позволим ребенку и себе чувствовать своё личное пространство и защищать его границы.

 

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Мои книги в электронном и печатном варианте.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

Василакий Ирина Родионовна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...