психология

Как справиться с истериками ребенка?

Иногда после занятия родители спрашивают меня, почему их ребенок в моем кабинете ведет себя так тихо, не кричит, не дерется, не плачет, что для него необычно. Что я такое делаю, что ребеночек после 2-3 встреч перестает добиваться своего истериками или кусанием, хотя дома поведение может оставаться неконтролируемым? И правда — что происходит в моем кабинете? Для наглядного примера я опишу одно из своих занятий.

Мальчик 5 лет. Начали заниматься за столом, он сам отодвинул стульчик и сел. Покатали мячики, размяли пальчики, начали рисовать (со слов мамы, любит это делать). Пара карандашей упали на пол, попросила поднять. Он подобрал один, положил на стол, а вот второй карандаш внезапно вызвал в нем протест. Он бросил карандаш на пол, не захотел его поднимать, разозлился, начал привычно для себя кричать и плакать, замахиваться на меня руками, пытался укусить.

 

Я оставалась невозмутимой, не реагировала на его протест, мягко повторила просьбу. Увидев мое спокойствие, он как будто отчаялся и еще больше разозлился, стал кричать еще громче, упал на пол, стал по нему кататься, заворачиваться в ковер. Я осталась спокойной и помогала мальчику осознавать происходящее с ним: «Да, ты злишься и расстроен, ты не хочешь поднимать». Мои слова почти не были слышны за его криками, но при них он все равно слегка затихал. Стала рисовать одна, тихонько комментируя себе под нос, что делаю. Через минуту он успокоился и подсел ко мне рисовать, а еще через 10 минут отказывался уходить с занятия.

 

Что же помогло ребенку успокоиться?

Мальчику было необходимо, чтобы нашелся взрослый, который спокойно выдержит эмоциональную бурю, станет в ней опорой, не впадет в вину или ответную злость. Эмоции ребенка подобны морю в шторм – все кипит, волнуется, пена бурлит, волны с шумом обрушиваются на все, что попадется на их пути. Если продолжать метафору, то взрослый должен стать дамбой, плотиной – сильной, устойчивой, мощной. Такой я и стала на занятии с этим ребенком – почти скалой, что позволила бурным реакциям ребенка разбиться о стенки и найти в них опору для себя, успокоиться о мое спокойствие. Моя реакция была для него примером, как справляться со своими чувствами – признать их наличие, принять и дать время для проживания.

Важно сохранять внутреннее спокойствие, оставаться в контакте со своим состоянием. Не сдерживаться, пряча внутри вулкан раздражения, а именно сохранять спокойствие и ощущение собственной устойчивости.Бывает, что родители идут на поводу или впадают в свои эмоции (вину, стыд, гнев), и в таком случае уподобляются такому же бурлящему морю. Что происходит с двумя морскими течениями при встрече? Они неизбежно сталкиваются, еще больше усугубляя ситуацию…

 

К тому же, паника или излишнее внимание взрослого, в том числе и раздражение на крики показывают ребенку, что контролировать себя невозможно. Он учится владеть собой через взрослого, показывающего, как он справляется с истерикой малыша. Когда взрослый выдерживает и не срывается в негативные эмоции или состояния, ребенок получает необходимый ему опыт саморегуляции.

А приходилось ли вам справляться с истерикой ребенка?

Поделитесь в комментариях, если ситуация знакомая или у вас есть свой способ успокоить протестующего малыша.

Комова Алена Николаевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...