психология

Какая главная функция родителя

«Насилие в бархатных перчатках». Часть 2. Функция родителей.

Рождение — это самый ужасный процесс, который переживает человек. Находясь в утробе матери, ребенок чувствует себя в тотальном комфорте. С появлением на свет, он сталкивается с новыми раздражителями (свет, холод, голод, физическое воздействие и др.), которые ранее были ему неведомы. Эти раздражители — огромная боль для ребенка, с которой он пытается справиться и которую пытается пережить. Под болью я имею в виду фонтаном нахлынувшие чувства разочарования, страха и ярости. Дальше — больше. Только ребенок научается справляться с этими раздражителями, как появляются новые. Он понимает, что еда теперь не будет постоянной, а зависит от того, будет ли рядом мать — таким образом ребенок осознает свою беспомощность и зависимость. Внутри себя он испытывает чувства злости, ярости, жадности. Мать одновременно является как главным источником любви (за то, что кормит и дарит тепло), так и источником злости (за то, что не рядом). Эта амбивалентность чувств, которой подвержен каждый человек, находит свое продолжение в действиях, когда ребенок сосет и разгрызает грудь, или когда обнимает мать, а затем бьет ее.

С дальнейшим развитием ребенок начинает осознавать свое тело. И тут его снова ждет глубокое разочарование. То, что его взрослые родители проделывают с легкостью (ходят, бегают, прыгают и т. д.) дается ему с непосильным трудом, и чтобы быть таким же, как они, ему приходится каждый день усиленно тренироваться. С каждой неудачной попыткой, с каждым падением ребенка сопровождают усиленные эмоции (зависть, злость).

Освоив ползание и ходьбу у ребенка появляется новое испытание. Отец. Этот объект, который все это время целовал, обнимал и играл с ребенком, теперь пытается забрать мать к себе! Боже, да она уже не принадлежит ребенку! И вообще, оказывается, она ему никогда не принадлежала, и с каждым днем мама все больше и больше времени проводит с этим человеком.

И снова злость, ярость, ревность, тревога и разъедающая изнутри амбивалентность. Когда ребенок любит и ненавидит мать и отца одновременно.

В общем, если взять эмоциональную жизнь ребенка, то в целом это ад. Если родителей двое, они взрослые и вменяемые люди, то это просто ад. Если же (а так бывает очень часто) одного из родителей нет, или имеет место быть тяжелое социальное положение, болезнь, алкоголизм, постоянные переезды, конфликты между родителями и другие события, то это кромешный ад. Череда переполняющих эмоций, еще и часто разнонаправленных, с которыми нужно что-то делать.

И у ребенка есть врожденный набор механизмов, который позволяет ему с этими эмоциями справиться. Он бегает, прыгает, обижается, делает назло, дерется, кусается и, конечно же, плачет. И чем больше его переполняют эмоции, тем интенсивнее он плачет, кусается и т. д.

Основная задача родителей — не научить чему-то ребенка, не баловать его. Основная задача — помочь ребенку пережить его болезненные эмоции. С одной стороны, любя его и поддерживая, а с другой принимая его эмоции, какими бы ужасными они ни были.

Принимать эмоции не равно вседозволенности. В процессе воспитания ребенка родителям также важно отстаивать свои границы и не впадать в мазохистическую позицию. Принимать — это давать ребенку понять, что родители понимают, как ребенку тяжело, понимают переполняющие его эмоции и вместе находят наиболее подходящий для этих эмоций выход.

Харченко Иван Евгеньевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...