психология

Клиент и психолог как отражение друг друга

Мы все чем-то похожи, ведь так? Кто-то с кем-то больше, кто-то с кем-то меньше. Бессознательно мы постоянно выискиваем эти связи в окружении, и немало на этом строятся наши отношения. И, да, для нас неочевидно — что связывает байкера и балерину. Да и для них может быть — тоже. Связи тонки порой до консистенции паутинок, но они есть. И это то, что объединяет следователя, врача и психолога. Мы ищем связи там, где они не очевидны.

 

Я давно размышляю на тему того, какой клиент приходит к какому психологу. Это отдельная большая тема. Однако, нет сомнений, что клиент при выборе психолога опирается на какие-то общие очаги, даже если выражены они в форме желания. “

Я хочу такого психолога” = “Такой психолог способен <на мой взгляд> решить мою проблему”=”Психолог сталкивался с проблемой” =”Общее”.

Общее также ищется в идеях, образе жизни, внешности, характере. Общее может исходить из отрицательного: “этот человек НЕ такой, как я/некто из моего окружения, не обладает тем или иным свойством, поэтому он будет эффективен”. Вот только, если я, психолог, не обладаю этим свойством, это означает, что некогда я уже преодолевала конфликт, которого клиент избегает, и пришла к тому результату, которого явно или неявно хотел бы клиент. Общее.

 

Психолог порой является инвертированным отражением клиента. В нём заложены те качества, которые на данном этапе жизни клиенту не хватает. Клиент, сознательно или нет, нуждается в их пробуждении. Для психолога, в свою очередь, встреча с таким клиентом может быть знаком обратного дисбаланса в собственной личности.

 

Тем не менее, нельзя забывать, что эта похожесть в определённой мере иллюзорна. Это не мы идентичны (или обратно идентичны), это мы выбираем, что нам видеть и на что смотреть. Важно об этом помнить перед тем, как перед нами развернётся проблема переноса и контрпереноса. Если психолог слишком глубоко, эмоционально воспринимает схожесть с клиентом, это может обернуться слиянием и даже созависимостью. И также из этой схожести можно извлечь выгоду, подстраивая клиента под себя и разворачивая его обычный нежелательный шаблон в альтернативную сторону. “У меня была такая ситуация, и я справился с ней так" — это не обязательно прямая фраза для консультации, это описание процесса работы.  Также, через выявление общих черт можно в принципе понять, какие неявные задачи стоят перед клиентом. Или перед вами. Правда здорово?

Поликарпова Екатерина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...