психология

Корь и … любовь

20 августа 2018 года ВОЗ сообщила о рекордном уровне заболеваемости корью в Европейском регионе: количество инфицированных за первые шесть месяцев 2018 года составило более 41 тысячи человек, 37 случаев с летальным исходом. официальный сайт  http://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/press-releases/2018/measles-cases-hit-record-high-in-the-european-region

 

В споре между приверженцами прививок и их противниками разобраться  нереально: веские аргументы есть у обеих сторон.

Но обе стороны спора согласны с тем, что  сделать прививку вовсе не значит получить иммунитет. В силу многих причин: не качественная вакцина, непрофессионализм медперсонала, да и просто некоторые люди не реагируют.

Вдаваться в медицинские аспекты этого спора мы не будем.

Эта статья совершенно  о другом.

Прививка – исчерпывающий  способ защиты? Почему вообще  возникает необходимость в прививках?

Более  трехсот лет  медицина  посвящала себя  патогенезу  («pathein» — страдать и «genesis» — происхождение.) То есть искала ответ на вопрос что вызывает  болезнь и как ее лечить.

После второй мировой войны А .Антоновски (профессор медицинской социологии)  взрывает научный мир вопросом  ««…почему все ищут причины болезни, а не причины здоровья?»

Исследования в этом направлении положили начало салютогенезу («salus, salutis» — здоровье, исцеление, и «genesis» — происхождение), направлению, призванному  помочь человеку оставаться здоровым.

Чувствуете разницу:

    как НЕ ЗАБОЛЕТЬ?как ЗАБОЛЕВ вылечиться?

 

«Причем здесь корь? Ведь это вирус! Перед ним мы бессильны!» — удивитесь Вы.  

 

Попробуем разобраться, как взаимосвязаны вирус, любовь и прививка.

Что происходит после того, как вирус попадает внутрь организма?  

Очень  обобщенно:  уже в слизистой оболочке наши иммунные клетки поглотят  часть вирусов.  Далее, в крови вирус поджидает Т-хелпер (другой вид иммунной клетки). Он  призывает к бою «убийц» вирусов: B-лимфоциты  и Т-киллеры.  Вызванные  B-лимфоциты образуют антитела,  которые связываются с антигенами вирусов.  Т-киллеры вылавливают вирусы, которые сумели ускользнуть от антител и макрофагов и внедриться в клетки, и уничтожают их вместе с пораженными клетками.   Зачистку осуществляют  Т-супрессоры, которые  гасят активность иммунного ответа, прекращая агрессивные действия Т-киллеров и B-лимфоцитов, чтобы те, разбушевавшись, не уничтожили и здоровые клетки в организме.

Вот так задумано природой (вернее природой задумано все намного сложнее и на нескольких уровнях, однако тема этой статьи не вирусология, потому да простят меня ученные за такой «монтаж»).

Но почему же эта природная схема  не срабатывает? Почему понадобилось создавать искусственный иммунитет с помощью прививок?  И почему при этом так много привитых людей болеют?

Поскольку вся описанная выше схема борьбы с вирусом  – это  иммунный ответ, думаю,  логичен вопрос: а что  есть первый  и самый распространенный  враг иммунитета?

Стресс!  Пожалуй,  нет ничего более впечатляющего, чем трансформация систем организма под воздействием стресса. Быстро, мощно  организм становится совсем другим и перестраивается под одну задачу — выжить в экстренных условиях.

Основа такой перестройки –  перераспределение энергетического обеспечения в организме.  На время   многие функции организма отключаются, поскольку слишком энергозатратны.

Первой,   как бы это ни было странно,  подавляется  иммунная система. Практически вся описанная выше схема борьбы с вирусом … отключается.  Иммунная система перестраивается на  возможные ранения и кровопотери. Не до вирусов. 

Когда же организм запускает стрессовый ответ? В ответ на угрожающую жизни ситуацию. И беда в том, что изначально схема стрессового ответа  приспособлена и отшлифована под примитивные угрозы, существовавшие в далекие времена: землетрясения, наводнения, нападения, пожары, охота человека на мамонта (или мамонта на человека).

Обобщенно – страх утраты, страх гибели. Именно этот страх является пусковым механизмом перестройки.

Весь механизм настроен на одну простую цель: бежать или драться. Все системы готовятся именно к тяжелым физическим усилиям  или  их последствиям – кровопотери, переохлаждения, перегрев, боль.

Но как часто Вы попадаете под  землетрясение  или   нападение горилл? Реальное стрессовое воздействие давно заменено на другие угрозы:  падение курса доллара,   самодурство  начальника, налоговая проверка, измена дражайшей половины… и т.д. Но реакция осталась прежней: организм перестраивается,  чтобы…  долго бежать, либо серьезно драться. Сомневаюсь, что Вы будете драться с начальником или убегать от налоговой.  Потому и получите гарантировано  сбой системы и перекос в адаптации.

И если  у древнего человека,  получив ответ от  мышц о проделанной работе  мозг восстанавливает прежний гормональный фон (и включает иммунитет), то в нашем случае не получая день за днем ответ,  мозг все более и более нагнетает химические изменения, которые в определенный момент уже становятся разрушительными.

Собственно так взрослый и разрушает свой иммунитет – постоянным никак не преодолеваемым стрессом.  Хотя механизмы стрессоустойчивости и преодоления последствий стресса известны, доступны и просты. Достаточно просто озадачиться этим.

«Но причем  стресс к ребенку?»

«Что дети знают о проблемах?»

И вот тут каждому родителю надо четко осознать, что ребенок – не уменьшенная копия взрослого. Ребенок — совсем другой мир и другие механизмы. Его стрессы другие, но  не менее сильные и  разрушающие.  

Ребенок зависим в своем выживании от взрослого.  Без права выбора и перемен.  Потому эмоционально он ориентирован не столько на происходящие вокруг события,  сколько  на реакции и отношение  к ребенку значимого взрослого (родителя, опекуна, учителя).

Потому главным врагом крепкого иммунитета ребенка являются его… близкие.

По сложившейся традиции,  родительство не является наукой, потому никто и нигде этому не учит. Воспитываем,  как повелось.   Или  наоборот,   в стиле «ни за что не буду как мои родители».

Но очень мало кто из родителей знает,  что в воспитании важно, а что не очень. Какие ошибки поправимы, а какие – нет.  Почему вокруг так много грустных, неуспешных, нездоровых  и неудовлетворенных жизнью людей, вышедших из вполне приличных семей?

Как же родительские знания влияют на формирование иммунитета ребенка и далее взрослого? Напрямую. 

Это и пренебрежение факторами формирования  предрасположенностей к болезням (начиная с внутриутробного периода).  Это и  игнорирование важности  первого года  жизни ребенка.  Это и  разрушительные  наследственные модели родительского поведения. Это и  сама личность родителя и многое другое.

Очень подробно,   22 встречи мы изучаем все вышеоговоренные  аспекты в рамках программы  «Психосоматика воспитания: как не разрушить ребенка». Приходите, изучайте!  

В данной статье хочу остановиться только на  салютогенезе.  Согласно А. Антоновскому, наше тело заболевает только в ответ на отсутствие внутреннего равновесия.

Согласно его теории  фундамент здоровья  — жизнестойкость, которая базируется на  следующих составляющих:  

Понятность — все  происходящее как в себе самом,  так и вокруг тебя  можно понять и познать;Управляемость — вера в собственную дееспособность и в способность строить свою жизнь самостоятельно или с помощью других людей;Осмысленность — способность постичь смысл происходящего, ощущение себя причастным к тому, что происходит.

Задайте себе простой вопрос: а даю ли я своему ребенку:

уверенность в своих возможностях понять себя и мир?веру в собственную способность  строить свою жизнь?возможность постичь смысл происходящего?

И дали ли это в свое время мне мои родители?

Понять себя и мир  — это вовсе не примкнуть к некой философской доктрине,  будучи взрослым.

Начало осознанного понимания – это тот период детства, когда дитё  засыпает взрослого «глупыми вопросами».  Вот оно! Не важно,  насколько странен вопрос, и  поймет ли ребенок  ответ. Ребенку важна принципиальная возможность и  схема получения ответа.

Вариант А:

Ребенок: «Почему корова не летает?»

Мама: «Что за глупый вопрос? Займись лучше делом и не будет глупостей в голове!»  Или:  «Как мне уже надоели твои вопросы. Помолчи хоть немного!»

Ребенок понимает, что его попытки познать мир – это глупости. Лучше делать что говорят. Тогда тебя будут считать умным и хорошим. А лучше вообще перестать общаться.

Вариант В:

Ребенок: «Почему корова не летает?»

Мама: «Это не простой вопрос. Давай поразмышляем: что надо для того, чтобы летать? Посмотри на всех,  кто летает: птичка, самолет …что у них есть?»

Ребенок: «Крылья. А почему у коровы нет крыльев?»

Мама: «Давай посмотрим книгу (интернет/спросим у соседа-зоолога).

Книгаинтернетсосед-зоолог:  «Есть разные виды созданий: птицы – они имеют крылья. Рыбы – они имеют плавники и плавают. Животные – у них ноги, лапы» и т.д.  

Ребенок усваивает, что понять мир очень просто:  поразмышлять,  заглянуть в книгу,  интернет, спросить более продвинутых. Основа положена!

Вторая база здоровья по А.Антоновскому — вера в собственную  способность  строить свою жизнь.

Как и когда возникает? Многие психологи утверждают, что базовая вера в себя зарождается в младенчестве.  Благодаря  реакции  матери на потребности ребенка в первый год жизни.  

Вспомните знаменитые:

    «не обращай внимания — поорет и успокоиться»,«не приучай к рукам – будет потом из тебя веревки вить»,«кормите ребенка строго по времени, а не когда просит »И т.д. и т.п. в каждой семье – свой набор «мудростей».

Не надо обладать  особыми знаниями,  чтобы  понять —  такое отношение НЕ  способствует  эмоциональной удовлетворенности ребенка и вере в то, что он может как то заставить мир откликнуться  на его призыв.

Не менее важно  раннее детство —  знаменитое  «Я сам»!

Это период осознанного понимания себя: что могу, на что способен. Но поддерживают ли родители в этом бешеном ритме жизни такие важные порывы ребенка?

Как часто вы отталкиваете руки ребенка и сами завязываете шнурки, надеваете эти коварные  штаны с подтяжками, докармливаете быстренько своей рукой такую нескончаемую кашу, перемываете плохо вымытую чадом посуду? День ведь у мамы с папой распланирован!  20 минут на  самостоятельное расшнуровывание-зашнуровывание ребенком  – непозволительная роскошь.

Ну а далее грустные вещи по привычке: выбор  родителями  одежды, игрушек, школы, увлечений, друзей, вуза, жены… «Мать жизнь прожила! /«отец собаку на этом съел! ».  Побуждения добрые, но результат плачевен.

Третья составляющая: способность постичь смысл происходящего и свою причастность к нему – как и когда возникает?

Да, опять детство.

Для ребенка очень важны: последовательность и баланс. 

Последовательность родителя в своих поступках, требованиях к ребенку, обещаниях, системе воспитания.

Как часто мы говорим детям одно – а поступаем совсем по-другому?

Папа утром сыну: «Нельзя врать, это плохо!».

Папа вечером маме: «Еле выкрутился перед начальником, чтобы в субботу не работать. Пришлось наврать,  что в село надо ехать.  Выходные дома сидим…»

Или  вечные угрозы, которые неудобно выполнять: «Если еще раз это повторится – ты лишен прогулок с друзьями на неделю!» Повторилось. Но ребенка чем то занять надо.  «Ладно, последний раз прощаю!, но вот если еще раз…»

Когда ребенок теряет ориентиры логичности происходящего и свою возможность  участвовать в этом? Когда:

    правила поведения в семье нечеткие, условия наказания размыты;родитель живет по двойным стандартам;родитель просто срывает злость на ребенке, даже когда тот все делает правильно;сегодня одни правила, завтра другие, послезавтра их вообще нет;за хорошее поведение, успехи, достижения ребенка не хвалят, не поощряют.

Но в воспитании важно не только требовать, важно и просто любить.

Что важнее:  любовь, которая все покроет, все залечит?  Или в нынешнем мире важно только  подготовить к сложностям жизни?

Важен баланс!

Ребенок должен получать и безусловную любовь и  жесткие, но справедливые требования. И,  конечно же,  логичную последовательность в их проявлении.

Хотите хороший иммунитет у себя и своего ребенка? Попробуйте привести свою жизнь и жизнь  ребенка  к этим простым условиям жизнестойкости!

Причем же тут любовь?

Согласитесь, привнести в жизнь все выше оговоренное – это не прививку сделать. На такие серьезные изменения нас может подвигнуть разве что любовь…

 Анна Фрейд и Дороти Берлингэм  в 1944 году положили начало исследованиям, которые были проверены в 5 зонах военных конфликтов в разное время и в разных странах.  Вывод таков: самый важный фактор жизнестойкости детей даже в самых чудовищных ситуациях – это надежная привязанность  к родителям.

Именно ее и формируют постулаты А. Антоновского.  Хотя психологи расшифровывают понятие надежной привязанности целым рядом условий и  признаков. 

Однако не кажется ли Вам, что за всеми этими сухими научными  критериями  стоит любовь к ребенку.

Любовь искренняя, осязаемая и впитываемая ребенком без ограничений.

Любовь,  доступная для ребенка в том виде,  в котором она ему нужна, а не в том, в каком мама решила ее проявлять. 

«Все для него: работаю на трех работах, живу в поездах, две самые дорогие няни наняла!»

«Не до сюсюканий. Жизнь сложна,  и лучше подготовить ребенка к испытаниям с детства!»

«Ничего, меня никто не обнимал-целовал-баловал!  Потому и вырос настоящим мужиком!» (правда болею много…)

 

«Воспитание – это пример и любовь, и больше ничего…»

Г. Песталоцци

 

Фортунатова Оксана Васильевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...