психология

Логики безумия. Фильм «Из жизни марионеток».

 Юнгианский дискуссионный клуб. Тема очередной встречи: «Останься, но уйди! Множественные логики безумия», где были рассмотрены особенности логики и мышления при психических расстройствах, в частности при шизофрении, маниакально- депрессивном психозе, пограничном расстройстве личности, на примере двух фильмов – Из жизни марионеток и Зови меня сумасшедшим.

Можно ли понять различные «безумные логики»? Какие ключи требуются для этого?

                                        

Каким видит мир человек с психическим расстройством? Какая реальность создается в его внутреннем пространстве? Совпадает ли она с реальностью других людей, не страдающих таким расстройством? Как они адаптируются или нет, в нашей реальности, в реальности психически здоровых людей? В их внутреннем мире создается какая то своя реальность, и они живут по законам этой своей реальности, даже если эти законы не совпадают с реальностью психически здоровых людей.

Примером безумной реальности можно считать сюжет фильма режиссёра Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» 1980. Питер Егерманн, обуреваемый различными комплексами, главным из которых постепенно становится комплекс сексуальной неполноценности, убивает проститутку.

                                        

Ощущение после фильма — непонятность. Общая непонятность, непонятность целостности, хотя отдельные эпизоды фильма вполне понятны. Это как при психическом расстройстве — отдельные части не собираются в целое. Ведь дословный перевод термина шизофрения — расщепление.

 Из – за чего, почему, за что, главный герой Питер, достаточно успешный с социальном плане человек, имеющий жену, удачный бизнес, даже посещающий психоаналитика (так как он признает и понимает свои «чужие» мысли), он совершает преступление. Он убивает проститутку, убивает просто задушив ее, без эмоций и аффекта, убивает для того, чтобы осуществить свое бессознательное желание совершить с ней анальный половой акт. Что он и делает после ее смерти. И потом спокойно звонит своему психоаналитику, чтобы он приехал и посмотрел на это.

В его болезненной психической реальности была идея скрытого гомосексуализма (напомню, это 80 год), того, что запрещено, что недопустимо, поэтому это возможно только негласно, и это негласное и запрещенное можно совершить только после смерти. А в реальности то, с проституткой можно было и договориться. Но это не его реальность, у него была своя. Причем идею, что он готов убить, он уже высказывал своему аналитику, а тот не принял это к сведению.

Начало психоза Питера было пропущено, причем даже этот психоз поддерживался и подогревался его окружением. Подогревался его женой истеричкой, ее другом гомосексуалистом, имеющим виды на самого Питера, его мамой «надутой старой гусыней», его психоаналитиком, имеющим виды на жену Питера. Все его окружение было отстранено от него, они его разогревали, а не контейнировали, и в его внутреннем пространстве зрели желания, которые он не позволял себе осуществить до определенного момента. И такой час настал. Когда его закрыли с проституткой на ночь в помещении, выхода нет. И хотя эта женщина стала к нему присоединяться, подстраиваться под него, пыталась его понять и приласкать, но его психотическая реальность стала его затапливать с непреодолимой силой. И закончилось это убийством и анальным половым актом с мертвой женщиной.

Здесь мы видим, как реальность психически нездорового человека затопила его в момент психоза и было совершено убийство. В этот момент он жил по закону этой своей реальности, но этот закон не совпал с реальностью психически здоровых людей, и закончился лишением жизни человека. Вот почему возникает страх перед «безумием». Ты не можешь поймать тот момент, когда эти две реальности начнут расходиться, расщепляться у человека, который рядом с тобой.

Продолжение в следующей статье о фильме «Зови меня сумасшедшим».

Алфимова Елена Николаевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...