Мифы и правда об ораторском искусстве

Мифы и правда об ораторском искусстве
(мотивирующая информация, которую можно перечитывать перед выступлением, как мантру:)

Как и любая другая сфера человеческой жизни, искусство красноречия обросло множеством разнообразных мифов. И всё бы ничего, но часто они становятся убеждениями, которые мешают развиваться и совершенствоваться. Давайте представим, что мы на телешоу, в котором прямо сейчас объявят ТОП-5 самых распространенных заблуждений и мифов об ораторском искусстве.
Интригующая музыка за кадром, поехали!

Первое место занимает заблуждение: «Хорошими ораторами рождаются».
Именно оно является самым вредным, так как на корню убивает у начинающего оратора желание выступать перед публикой. Вернее, НЕ начинающего – как раз из-за уверенности в том, что способность красиво говорить – редчайший дар.
На самом деле, это не так. Доказательствами служат опыт сотен величайших ораторов: Демосфена, Линкольна, Черчилля, Рейгана, Ленина, Джобса… — и следующая формула:
УСПЕХ в публичных выступлениях на 15% зависит от генотипа (врожденных способностей и задатков) и на 75% – от фенотипа (работы над собой и среды).
Так что, хорошая новость: всё в ваших руках! Плохая: придётся искать новую отговорку, чтобы не заниматься.

Почетное второе место в нашем списке занимает заблуждение: «Оратор должен быть эмоциональным и ярким, а не логичным сухарем, как я».
На самом деле, работать над собой придется и тому, и другому в равной степени, только в разных направлениях. Первый обладает умением живо рассказывать, эмоционально воздействовать на публику и удерживать ее внимание. А второй – логически мыслить, оперировать аргументами, фактами и выстраивать структуру выступления, чего чаще всего не хватает первому оратору. У обоих есть все шансы стать профессионалами, если присутствует желание работать над собой и недостающими навыками. Выходит, главное – оценивать себя здраво и понимать, над чем стоит поработать.
Самые простые советы, с которых можно начать. Первому оратору — выстроить структуру выступления (закон композиции никто не отменял) и, репетируя речь, возвращать себя к структуре каждый раз, когда сильно отвлекся от темы и потерялась ниточка повествования. Второму оратору на этапе подготовки речи — добавлять в нее небольшие шутки, сравнения и метафоры, делиться историями в тему, то есть, оживлять выступление эмоциями.

«По-настоящему хороший оратор не готовится к выступлению – он виртуозно импровизирует». Третий распространенный миф.
Готовится. Да, возможно, он уделяет подготовке меньше времени, чем новичок. Но как раз профессионал относится серьезно к каждому выступлению – и к самому первому, и к сто первому по счету. Также качество его подготовки не зависит от количества людей в аудитории.
Примеров тому в истории — множество. Линкольн, например, уже будучи президентом, долго и тщательно готовился к каждому своему выступлению, даже самому короткому и, на первый взгляд, незначительному. Если бы он так не поступал, то, возможно, на свет никогда не появилась бы его знаменитая, вошедшая в мировую историю Геттисбергская речь.

«Чем больше опыта, тем меньше адреналина в крови».
На самом деле, нормальный человек всегда волнуется из-за стрессогенного фактора. А публичное выступление таковым является.
Спокойствие и безразличие гораздо хуже волнения, ведь аудитории передаются эмоции оратора! Эмоции – это энергия. А по закону сохранения, что вы вложите в свое выступление, то к вам и вернется. Бороться стоит лишь с чрезмерными волнением и тревогой, а не с волнением вообще. Давайте поверим Дейлу Карнеги, который сказал: «Оратор должен быть напряжен, как породистая лошадь, натянувшая поводья».
Но волнение бывает разным. Чем больше опыта, тем меньше мешающей выступлению тревоги. Соответственно, больше места освобожается для эмоций, вызываемых темой речи: восхищения, негодования, интереса и желания поделиться. Иначе говоря, страх перед выступлением сменяется взволнованностью темой.

И замыкает нашу пятерку популярных и вредоносных мифов: «Если не получилось хорошо выступить с первого раза, значит, это не моё и нечего продолжать попытки!»
Не верьте этому мифу! Обратитесь к своему опыту в других сферах. Это как поцелуй или секс – они тоже редко бывают фееричными в первый раз. Нужно пробовать еще и еще, прежде чем начнешь получать удовольствие. И даже опытность оратора еще не гарант его успеха – осечки и не очень удачные выступления будут. И это нормально. Важно понимать это и спокойно принимать.
Более того, в ораторском искусстве есть закон: чем больше выступаешь, тем лучше получается. Ведь мастерство приходит с опытом через работу над ошибками, и никак иначе. Причем качество выступлений прямо пропорционально их количеству.

Помните: если вы регулярно выступаете, развитие и самосовершенствование неизбежны, даже несмотря на промахи!

Анастасия Ступникова

Источник: www.b17.ru