Удивительные впечатления остаются у меня от занятий плэйбэк-театром. Взрослые люди, каждый со своим жизненным опытом, оказываются в ситуации, когда надо сыграть историю другого человека. Чистой воды импровизация.
Итак, история человека из зала рассказана. Ведущий задает ему несколько уточняющих вопросов, выделяет главную идею, определяет форму представления. Звучит ритуальная фраза: "Давайте посмотрим…"
На сцене несколько человек, не договариваясь между собой, не репетируя, играют одно чувство, одно состояние рассказчика. Музыкант на сцене является пятым актером, его средство выражения — инструмент. Музыка сопровождает игру актеров, расставляя акценты и усиливая драматизм повествования. Рождается волшебство понимания и сопереживания, человек, поделившийся своей сокровенной историей осознает, что его принимают и разделяют с ним его чувства.
Каждая простая на первый взгляд история имеет 4 уровня. Первый — эмоциональный, второй — межличностный, третий — социальный, четвертый — архетипический. Только от актеров зависит, прозвучит ли история как бытовая зарисовка, или поднимется на уровень древнегреческой трагедии, повествующей об общечеловеческих ценностях.
В арсенале актеров минимум 30 модальностей, при помощи которых они могут выражать чувства и переживания рассказчика. Это и танец, и мимика, жесты, дыхание, шепот, пространство, тишина, части тела, монолог, песня, стихи, протяжные звуки, нарочито замедленные движения, реквизит, одежда. Из этих и множества других элементов складывается местами странное, но завораживающее действо.
Актеры не ведут диалог напрямую, они общаются через зрительный зал, также не касаясь, а скорее обозначая движение в направлении друг друга.
После завершения актеры молча синхронно выстраиваются на сцене в ряд и смотрят прямо на рассказчика. Ведущий спрашивает:"Что ты чувствуешь? Правильно ли актеры сыграли твою историю? " Рассказчик комментирует, благодарит, возможно, просит уточнить тот или иной важный для него момент. Иногда история может быть сыграна еще раз в другой форме.
Эффект поля в плэйбэк-театре присутствует, проверено. И когда ведущий обращается в зал с предложением рассказать свою историю, рассказчик буквально выталкивается какой-то неведомой силой на сцену, чтобы перед несколькими десятками зрителей поделиться своими сокровенными, казалось бы, надежно спрятанными в глубине души, переживаниями. И получает возможность разделить с людьми свое горе или радость.
За 1.5 — 2 часа может быть сыграно несколько историй. Благотворное чувство эмпатии, взаимопонимания охватывает зал. Забытое чувство единения и общности, ощущение себя частью единого целого, возможно, когда-то объединявшее членов одного племени, рода возле горящего костра. Оно дарит чувство безопасности и доверия к миру.
Ты не один. Я с тобой. Я тебя понимаю.
Благодарю нашего тренера, режиссера днепровского плэйбэк-театра "Соседи" Романа Кандибуру и всех членов международного проекта "Митці згоди" за этот необычайный опыт.
Фото взяты из открытых источников в Интернете.
Гуслик Галина Борисовна
Источник: