психология

Начало

Начало

Жили-были

В некотором царстве

Однажды

Как-то раз

         Бывает так, что в терапии мы заглядываем в клиентские ситуации еще до того времени, как клиент родился, беседуя о том, как жили его родители, дедушки и бабушки. Иногда это позволяет расширить контекст какой-то проблемы. А если, как говорится, «копать и копать» глубже в родовые корни пра-пра-родителей, то и конца и края этому не найти. И кто там был первым из родословной? Адам и Ева? Или приматы, а до них вообще одноклеточные организмы? И тут не в века, а в миллионы лет «копнулось»,  и это, конечно, уж слишком. Чаще, если поднимаются какие-то семейные ситуации из прошлого, как правило, это одно или два поколения назад. Мама, папа, бабушки, дедушки, иногда – прабабушки, прадедушки. «Родовая линия», «нюансы рода»  и т.п.», —  говорим мы. Тянется «родовая нить», а где начало?  

  Что считать «началом»? Почему именно «это» считать «началом», а не «то»? Зачем? Что такое «начало»? Откуда берется «начало»?

  Без начала нет и конца. Начало – это  что-то, что предполагает продолжение. У любого конца есть начало, а бывает ли у начала конец? Начало – оно куда-то ведет.

          Сократ считал, что начало для умозаключения — это суть  вещи. У Бекона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей.

  Начало – оно  человеческое, только человек может отличать начало.

           Начало – в  античной философии первооснова всего сущего. Хаос – согласно греческим мифам, начало и первоисточник всего сущего. Обычно греки представляли его себе как бесконечное, зияющее пустотой вселенское пространство или как беспредельное скопление элементов бесформенного правещества и воплотили (персонифицировали) его в божественное существо.

       В христианстве – « В начале  было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» или « В начале  было Слово, и Слово было с Богом, и слово было Бог».

        Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма (вечной дхармой, от санскр. Dhar – держать; то, что поддерживает миропорядок, за что можно держаться), а все, что имеет религиозное значение – не имеющим начала. За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман.

        У древних славян, по многим источникам, начало идет от Бога Сварога, который как бы «сварганил» мир.

        В философии Канта Бог выступает как высшее трансцендентное начало. Кант пришел к заключению, что построить философскую систему лишь на опытных данных невозможно, ему пришлось допустить, что есть нечто доступное познанию человека, хотя и не являющееся предметом опыта: априорные формы восприятия (пространство и время), трансцендентально-логические категории, идеи Бога, бессмертия души, добра, красоты и др.

       Априори— знание полученное до опыта и независимо от него, то есть знание как бы заранее известное. Априори и начало связаны. Начало не может быть без априори.

          « Ряд изменений без известной исходной точки и продолжающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие, ибо каждый член такого ряда, за отсутствием общего начала, определяющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением» ( из книги «Философские начала цельного знания» Соловьева В.С.).

  Что мы берем за условную исходную точку отсчета? Почему именно то или иное действие?

Слово начало в переводе на

 английский – start

белорусский – пачаток

греческий – apxi

испанский – principio

немецкий – anfang

           Девушка из фильма «Призрак в доспехах» не помнит своего начала. То есть ей стерли память до определенных событий и заменили на новую, но ее беспокоят образы, которые возникают из ее действительного прошлого. И она очень хочет вспомнить «свое начало». Ей это обязательно нужно знать. Ее друг говорит ей о том, что здорово начать все с чистого листа, т. к. правда  о ее прошлом может быть горькой. Но она все равно хочет знать, и, узнав, выбирает для себя новое начало – новую себя в новом времени, в новом качестве. Нужно знать вот это «априори», чтобы выбрать для себя начало.

          ( Лев Николаевич Толстой «Конец века») « Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетья, но означает конец одного мироздания, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения».

             30 декабря. Еду в городской маршрутке. Рядом сидит молодой папа, а с ним сын пяти лет. Мальчик очень любопытный, много спрашивает и задает папе серию вопросов:

— Папа, а почему мы должны 31 декабря днем поспать, ведь когда я днем не в садике, я днем не сплю?

— Потому что мы будем отмечать Новый Год. Он будет отмечаться в 12 ночи, и, чтобы не заснуть, а увидеть праздник, быть на празднике, и быть в празднике, нам надо днем поспать.

 Мальчик молча соглашается с этим, затем спрашивает дальше:

— Папа, а как Дед Мороз узнает, кому какой подарок?

— Ну, как же, вы же письма ему пишите.

— А как он узнает, что этот подарок этому ребенку, а этот – этому, они же не подписаны?

— Он запоминает.

— А как же он так быстро может развезти все подарки за одну ночь?

— У него есть помощники и быстрые олени, которые летают по воздуху.

— А  откуда они?

— ДА БЫЛИ у него.

И мальчик понимает вот этот момент  какого- то изначального начала – «да были» — априори.  Как сказка, которая начинается со слов «жили-были», потому что то, что перед «жили-были» — это уже совсем другая сказка.

Тихомолова Ольга Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...