психология

Не верь ушам своим…

Из рабочего процесса:

Не верь ушам своим… 🙂

Следующий учебный год не за горами. 

Пора готовить новый пакет тем для исследовательских проектов по психологии. Конечно, останется из этого года тема словаря детско-родительских отношений. Вдруг и у меня появится время продолжить работу над ним и довести уже из разрозненных кусочков его до чего-то целостного. 

Да и к чтению курса по Детскому и подростковому консультированию для психологов в Институте консультирования тоже надо готовиться. Я этот курс не читала несколько лет. Много чего нового узнала, плотно в тему образования погрузилась… 

В этом моменте у меня два предыдущие абзаца сомкнулись : мне нужен словарь родительских фраз в их настоящем значении для начинающих психологов. Не секрет ведь, что в психологическом консультировании ребенка взаимодействие с его родителями – самое важное. Поэтому очень важно понимать, что говорит родитель на самом деле. 

Так, например, фраза: мой ребенок гиперактивный! Вовсе не означает, что ребенок имеет врачебный диагноз СДВГ, наблюдается у невролога и родители уже давно заняты коррекцией его поведения. Такие слова могут означать, что ребенок активный и инициативный настолько, что родителям бывает некомфортно с ним взаимодействовать. Довольно часто так происходит по тому, что стихийно или на семейном совете было принято решение – не ограничивать ребенка в его потребностях и желаниях. Красивое и выглядящее гуманным желание, высказанное над детской кроваткой месячного ребенка, доставляет массу неудобств, когда ребенок достигает 2-3 лет. Где-то в этот момент иногда чуть раньше, иногда чуть позже, он и становится гиперактивным. 

Как-то в моей практике, увы, даже не однократно, бывали случаи, когда врачебный диагноз бывал поставлен, но не собственно ребенку, по поводу которого родители пришли консультироваться, а по аналогии  
«От этих неврологов толку никакого», — сетует молодая мать двух погодок-дошкольников. – «Вот моя сестра сводила племянника к врачу, он ей лекарства выписал – целую кучу. Среди них и суровые есть с побочкой мощной. У меня такие же пацаны шебутные. Я выбрала им лекарства более или менее нормальные, пропоила курсом – толку ноль!» 

Так что фраза «Мой ребенок гиперактивный!» может быть окном в целый мир родительских фантазий на эту тему по поводу своего ребенка. Не стоит предполагать, что после этой фразы становится ясна фактическая картина происходящего. Избежать такой ловушки поможет блок наводящих вопросов: 

1. Что Вы имеете в виду, когда говорите: мой ребенок гиперактивный? 

2. Когда Вы говорите о гиперактивности своего ребенка Вы 
подразумеваете медицинский диагноз СДВГ? Уточните, пожалуйста. 

3. Можно использовать дословный парафраз: «Гиперактивный?»  

4. Наверняка есть еще немало вариантов вопроса, которые помогут прояснить, что стоит за словом «гиперактивность» для конкретной семьи. 

Это повод посмотреть и на свою языковую картину мира как будто со стороны 

На ум еще пара подобных фраз пришла, за которыми почти всегда в ходе консультации стоит совсем не то, что складывается из суммы значений составляющих их слов. 

Бердникова Анна Геннадьевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...