Кажется, размышляющие по поводу психологического образования в России разделились на два лагеря:
1. Считают, что главное — это фундаментальное образование в ВУЗе. И все кто оканчивает различные повышения квалификации,курсы, либо же практикует без диплома и образования (бывает и так ) — это недоучки и делать им в практической деятельности нечего.
2. Лагерь №2 стоит на том, что основное — это качества личности психолога (можно почитать К. Роджерса кому интересно подробнее об этом узнать) и/или глубокое овладение каким-либо направлением психологии (гештальт-терапия, позитивная психотерапия, телесно-ориентированная и т.д. — к счастью, на данный момент различных методов более чем достаточно).
Так вот, этот лагерь считает, что теоретическое знание и образование хрень, на практике не особо и применимая, а этой самой практике никто в ВУЗе и не научит (с последним утверждением я более чем согласен).
Конечно, как и везде — важен баланс двух этих лагерей — личностные качества + теория, знания, фундамент.
Но очень сложно не примкнуть к какому-либо из "лагерей" в большей степени, чем к другому. Поэтому, меня, как человека получающего более-менее фундаментальные психологические знания в ВУЗе, тянет именно к первому.
Объясню почему:
1) Личностные качества никто не отменял. В ВУЗе об этом постоянно твердят и волей-неволей принимаешь тот факт, что без них никуда и развивать нужно, поэтому что-то там двигается и в развитии собственной личности.
2) Возможность попробовать себя в разных видах деятельности в рамках психологии. Во время обучения в ВУЗе даётся возможность попробовать себя и в научно-исследовательской работе, и непосредственно в консультировании и психотерапии, и в преподавании, и "в заполнении бумажек", а также в тренинговой и психокоррекционной работе, с детьми и со взрослыми. Не всем дано и хочется консультировать и лечить. К счастью, есть возможность исследовать, что-то открывать, писать и разрабатывать. В общем, есть куда направлять свой интерес в сфере психологии, если таковой имеется.
3) Буду говорить про специалитет клинической психологии, так как сам учусь на нем (не буду трогать бакалавриат).
Обучение по программе Кл. психология длится 5.5 лет — это действительно отличный шанс познакомиться, пообщаться и поразвираться с различными практикующими и не очень специалистами и понять, а собственно, что нужно именно тебе. В этом плане, также, очное образование в ВУЗе даёт большие преимущества. Только вот не все их используют (и я в том числе).
4) Никто не мешает во время обучения в ВУЗе осваивать какое-либо направление / метод психотерапевтической практики и размышлять что подходит, а что нет именно мне. Да платно, да не все направления есть в нашем городе, но тут вопрос, скорее, мотивации / желания и готовности. Никто не построит то, как вы видите себя и свое образование за вас.
Я не говорю о том, что все практикующие психологи должны быть с длительным общим психологическим образованием. Но я бы сказал о том, что если вы решите поступать на псих. факультет — будьте максимально аккуратны с выбором учебного заведения — поизучайте, поспрашивайте, присмотритесь — ваша мотивация быть психологом может сломаться под гнетом ежедневных тусклых и немотивированных глаз, сплошной теории, выгоревших преподавателей и закрывания в тетрадные и альбомные листы.
А к какому лагерю относитесь вы
Перебейносов Владимир Леонидович
Источник: