Обзор 7 фильмов об алкоголизме от психотерапевта-нарколога

Попробую совместить несовместимое. Грядет 9 мая, большой праздник для людей нашей страны. Это актуально и с этого предложения хотелось бы начать. Но как это может быть связано с заголовком?

Лично для меня очень даже связано. Во-первых, у созависимых родственников уже зананее дергается глаз, а выездным наркологам придется в эти дни (как и вообще в майские праздники) попотеть, помогая большинству людей, которые к войне имеют лишь косвенное отношение, проявляющееся, по большей части, в том, что они празнуют победу. Но это не главное.  

Дело вот в чем. Все мои прадеды воевали на этой войне. Из них с войны живым вернулся только один. Он имел серьезное боевое ранение из-за которого впоследствие всю жизнь был ограничен в передвижении. Впрочем, последствия ранения не помешали ему далее стать успешным человеком. Это одна часть правды.

А еще, как я его помню, он был алкоголиком. На 9 мая, вроде как, есть "традиция" — выпивать "фронтовые" 100 грамм. Ну вот они нередко превращались с запой. Маленьким ребенком я видел это все воочую. Более того, я видел как он умер. Это был инсульт во время запоя. Это, конечно, произвело на меня большое впечатление. Таким образом, трагедия алкоголизма в семье коснулась и меня. И как-то у меня это в голове связалось — его пиджак с медалями, который он надевал только один раз в год и его отвратительные проявления в пьяном состоянии. Может быть, фактической связи и не было. Но на уровне эмоций такая связь у меня осталась. В семьях алкоголиков не принято выносить сор из избы. Открыто говоря об этом, я как бы нарушаю это правило. Но мои мотивы этой публикации — это не бунт против правил семьи и не осуждение дедушки. Ведь замалчивая что-то плохое, мы от него не избавляемся, а наоборот умножаем. Алкоголизм еще называют "болезнь отрицания". Главная проблема "ранних стадий" его в том и заключается, что пока еще "что-то можно сделать", сам человек и его близкое окружение игнорируют проблему и делают все возможное, чтобы скрыть это от других. Они продолжают играть в игру "секретность" даже когда уже и окружающим становится все очевидно.

Эти рассуждения — это просто иллюстрация того, как в мою голову могла прийти публикация подобной подборки, когда страна готовится к празднования такого значимого дня. Возможно, эти оправдательные строки побуждает меня писать моя тревога по поводу того, что я как-то могу осквернить это светлый памятный день. А может быть, все проще — примитивный страх быть исключенным из семьи за нарушение семейных правил. А это уже иллюстрация того, что алкоголизм — это не только болезнь зависимого человека, это болезнь семьи. А влияние семейной системы проявляется даже через поколения. И, конечно, я уверен, что я в таких ассоциациях далеко не одинок.

Предусмотрительно не буду проводить связь, что конкретный случай моего дедушки как-то связан с "эхом войны". Ведь он мой родственник и я не могу об этом судить объективно. Тем не менее, известно, что не так уж редко нелеченное посттравматическое стрессовое расстройство, возникающее у ветеранов боевых действий, может лечиться ими самостоятельно большими дозами алкоголя. Впоследствие такое самолечение может приводить к зависимости от алкоголя, как уже к самостоятельному расстройству. То есть вместо одной проблемы появляется две. К алкоголизму добавляется несколько соматических болезней и даже психических расстройств. Так вследствие из одного нелеченного заболевания, как снежный ком, образуется десять. Это один из механизмов возникновения зависимости. 

О войне здесь фильмов не будет. Уверен, что подборками патриотических картин не упустят возможность заняться другие бутлегеры. На это ведь есть спрос в праздники. А здесь лишь представлено популярное полнометражное кино, где у главного героя обнаруживается зависимость от алкоголя.

 

28 дней (2000)

Милая романтическая история про то как зависимый человек вдруг прозревает и выздоравливает. Большой вопрос к этим реабилитационным системам — кто-то реально считает, что за 28 дней можно выздороветь от зависимости?

Если не придеживаться буквальной трактовки этого фильма, то интересен символизм. Главная героиня всю жизнь использует психоактивные вещества как символические костыли. И воинственно не собирается от них отказываться. Но в порыве тяги она, пытаясь "принять", она падает с высоты — как будто на дно (см. ниже) — и у нее появляются реальные костыли. Но как только костыли становятся настоящими, с этого момента у нее появляется мотив отказаться от одурманивания. Это отражает "теорию костылей", которую излагают на цикле по аддиктологии в ИПМП. Также на "теории костылей" основана моя статья, правда о никотиновой зависимости.

На реальных костылях героиня делает в направлении трезвости шаги. Затем преодолевает свои типичные трудности уже без костылей. И в трезвости рушатся отношения, которые в опьянении казались ей серьезными. Героиня меняется. Трезвой она стала воспринимать себя и окружающих по-другому. На мой взгляд, в фильме выражается излишне оптимистичное отношение к выздоровлению (не смотря на то, что в нем упомянаяется удручающая статистика).

 

Когда любви недостаточно (2010)

Фильм повествует об истории жизни Билла Уилсона, одного двух из основоположников организации "Анонимные Алкоголики". К слову, сегодня это очень обширная организация, а их система, описанная в одноименной книге, на сегодняшний день положена в основу одних из самых эффективных програм реабилитации зависимых. Об адептах этой организации будет история следующих двух фильмов. А эта история, как и многие такие истории, начинается с блеска и величия, успешности зависимого человека. Здесь прослеживаются многие ошибки мышления созависимого родственника, который ставит на кон все во имя веры в здравый смысл алкоголика. А здравый смысл здесь не всегда работает, ведь это, все же, болезнь, а не просто слабость характера, грешность, разбалованность или вредная привычка. Герои проходят все неотъемлемые круги Ада алкоголизма.

Для меня фильм удивителен тем, как, вроде бы, по нотам складывается судьба великого открытия, изменившего современный мир. Изменилась бы маленькая деталь, например, родился бы у них ребенок и все это могло стать вполне заурядной историей обычного алкоголика и его семьи. Но череда испытаний и разрушительных опытов привела к неожиданному результату. Страшный своей реалистичностью и одновременно вдохновляющий фильм.

Не волнуйся, он далеко не уйдет (2018)

Анонимные алкоголики говорят: чтобы зависимый человек захотел выздороветь, он должен удариться о "дно". Дно у всех разное — у кого-то это развод, у кого-то — тюремный срок, у кого-то — цирроз печени, а у кого-то дно — где-то за пределами смерти. В этом фильме показано, как многое человек может потерять, прежде чем захочет повернуться к себе. И как многое может он обрести, повернувшись к себе. Как действует Высшая Сила. Человек делает два шага, а дальше его подхватывает нечто неописуемое и помогает ему проделать эти шаги. Не всегда сразу (как будет у девушки из следующего фильма), но это происходит. И в этом пути человек может обрести свое настоящее призвание, свой собственный путь, себя самого.

 

В хлам (2012)

История безответственности, которая привела главную героиню к осознанию того, что она достигла дна, что позволило ей стать на путь выздоровления. Описана непростая ситуация — семейная пара алкоголиков. Это очень прогностически неблагоприятно, так как при попытке выздороветь — один будет "затягивать" другого в этот водоворот. С самого начала нам обильно показываются пагубные последствия употребления главной героини. Но она от них шутя отмахивается, более того, смакует их. Болезнь отрицания. Последствия становятся все серьезнее, все сложнее становится их скрывать в своей "социально приемлемой" части жизни. Попадая в опьянении в нелепые ситуации, героиня вынуждена выкручиваться и врать. Ложь рождает ложь и это копится, как снежный ком. В один день в ее жизни появляется человек-предвестник помощи. И как только она начинает выходить из своей привычной пьяной жизни, рушится ее брак, на который она начинает смотреть трезвыми глазами. В конце режиссер оставляет для нас вопрос: вернется она к нему или нет? Или по-другому: сорвется она или нет? Ведь если она вернется в эти созависимые отношения, есть большой риск возврата к прежней стилистике отношений и к пьянству.

История реалистична. Она показывает, что не так уж просто трезвиться после многих лет непрерывного употребления. Она показывает, что можно сорваться и на 3 месяцах трезвости. Она показывает, что срыв — это не всегда поражение, если есть хорошая поддержка рядом. Она показывает, что платить по счетам (девятый шаг Анонимных Алкоголиков) за нанесенный вред может быть очень больно, меня могут не простить. Возмещая ущерб другим, я могу сделать очень больно себе. Данный фильм — более реалистичная версия "28 дней" (см. выше).

 

Потерянный уикенд (1945)

В картине показана жизнь беззаботного большого ребенка. Живет он за счет брата, все необходимое, даже домработница у него есть. В героя влюбляется замечательная девушка, но отношения с бутылкой буквально оказываются для него важнее. Поражает, как точно показано воздействие близких людей больного человека на болезнь. Брат главного героя ворует у него ответственность и не дает ему получить опыт. Не дает ему самому "расплатиться по счетам" его действий и тем самым напрочь отрезает ему возможность столкнуться с реальными последствиями его поведения. В итоге у главного героя напрочь атрофированы прогностические функции психики. Показано, как своими благими намерениями ближнее окружение пациента исключает его возможность вылечиться. Стандартная история — когда-то давно он написал успешный рассказ. Но спустя множество лет все еще мнит себя великим писателем и страдает по ненаписанному им. А по факту это игровой фон для праздно-многострадального образа жизни. И он опускается все ниже и ниже. Хотя, он приятный человек. 

В фильме также изображено, как быстро меняются решения зависимого человека, что отражает его эмоциональную неустойчивость. И даже на полное исцеление главного героя в конце, которому нас соблазняет поверить режиссер, можно смотреть со скепсисом. Ведь герой уже неоднократно давал подобные обещания, которые не выполнял. И можно предположить, что он просто "зашел на новый виток" (это хорошо будет показано в следующем фильме). Уж слишком резко герой принял это решение. И не так уж много изменилось. Одного решения "никогда больше не пить" недостаточно. Хотя, возможно, это говорит пессимистический голос нарколога во мне. А режиссер на самом-то деле оставляет для нас открытую концовку с проективным тестом.

Помимо психологического смысла, фильм представляет большую эстетическую и художественную ценность, был высоко оценен кинокритикой и обладает четырьмя "Оскарами" и Каннской пальмовой ветвь. Без натяжки — классика кинематографа.

 

Песни пьющих или Под сильным ангелом (2014)

Фильм показывает безысходность. Замкнутый круг. На мой взгляд, здесь показан прогноз мрачнее, чем он есть на самом деле. Но по большому счету, эта угрюмость уравновешивает излишне оптимистичное отношение к выздоровлению в фильмах "28 дней" и "Потерянный уикенд" (см. выше). Режиссер погружает нас в безвыходный депрессивный внутренний мир алкоголика. В фильме разложен персонаж, который вновь и вновь повторяет одни и те же действия в надежде на какой-то другой результат. Исходя из афоризма Эйнштейна, он безумен. И в этом безумии он пьет. А мир вокруг, казалось бы, по всеобщему сговору, затягивает петлю вокруг его шеи. Все вокруг или пьют или только и говорят о том, как пьют. Как в таком мире можно выдержать и не пить? Это именно тот механизм, на котором погорит главный герой предыдущего фильма. Да и вообще — срывались персонажи всех этих фильмов. 

И все это сопровождается разнообразными рационализациями, которые повторяются от алкоголика к алкоголику. Попутно рассказываются разные истории, с одними и теми же словами на заголовках. Видимо, их в заголовке самого фильма называют "песнями", намекая на то, что все алкоголики сладко поют об одном и том же. Типа: "Ну давай, удиви меня! Какую песню ты споешь на этот раз?"

Когда я работал в реабилитационном центре, туда приходили за помощью разные люди. Но у них было кое-что общее. Например, когда им было плохо, они были готовы на все, что угодно — хоть Богу молиться, хоть Дьяволу душу продать. Согласны на годичную полноценную реабилитацию — лишь бы им помогли. Но вот спустя недельку-другую им становилось лучше и они воспринимали это как выздоровление. И начинали "собирать чемоданы". Это абсолютно закономерное поведение зависимого человека и психологами и психиатрами уже описаны множественные механизмы, почему эти люди так себя ведут. Но если в таких пациентов эмоционально вкладываться, то не включаться в это, по-человечески, глупое поведение сложно.

Помню, как над их словами усмехался помогающий равный консультант: "Ну что вылечился? Совсем здоров уже?" Они уходили. Потом вскоре возвращались. А консультант уже с другой, злорадной интонацией повторял эти же слова. В этом была некая безысходность для него. Он видел в них себя до того, как смог сам достаточно долго воздерживаться от употребления. Но своих мозгов он им вставить не мог. Мог только беспомощно социально приемлемо злиться на них.

 

Пьянь (1987)

Фильм снят по автобиографическому сценарию писателя Чарльза Буковски. Главный герой живет маргинальной полуживотной жизнью. Основное содержание которой бродяжничество, мелкое воровство, выпивка и драки с другими самцами. Он упивается этой жизнью и ни за что бы от нее не отказался. И это не только на словах, он доказывает это на деле, отказываясь от подвернувшегося вдруг шанса выбиться из грязи в князи. Персонаж подается нам как антигерой. А я в его искренности я усматриваю скрытую, неосознаваемую сущность любого алкоголика. И ее, если присмотреться, можно выявить в каждом из главных героев этих фильмов. Эта часть личности, которая кайфует от ужасов происходящего с жизнью этого человека, смакует их, находит в этом поэзию. Это некое воплощение саморазрушительной части, олицетворение фрейдовского Танатоса, если хотите. Только герой Чарльза Буковски представляет из себя такую часть целиком, аутентично. У героев других фильмов она входит в противоречие с другими, морально-этическими, человечными частями. Близкие люди алкоголика игнорируют эту саморазрушительную часть, апеллируя к высшим ценностям сохранной человеческой части. Но на этом и обжигаются, потому что Генри Ченаски в каждом из них подчас оказывается сильнее.

Примечательно то, что главный герой каждого из фильмов (кроме, пожалуй картины "В хлам") — это незаурядная личность — в основном, талантливый писатель, карикатурист или организатор большого движения. Это с одной стороны иллюстрирует, что среди алкоголиков есть много талантливых и успешных людей. Хотя данными статистики на это не подтверждено, насколько я знаю. С другой стороны, чтобы быть талантливым и успешным разве нужно пить? Возникает вопрос: не формируется ли такими фильмами в общественном сознании связка "талантливый человек" = "алкоголик"? Очень опасное обобщение и, вероятно, кому-то выгодная тенденция.

Фильмы же про "простых" алкоголиков, которые мне попадались — они либо малоизвестны, либо ненадлежащего качества. Примером может быть сериал "Семья алкоголика" с многообещающим названием, но с откровенным шлаком внутри. Или несколько неплохих неприметных в куче мусора короткометражек, о которых поведаю, возможно, в отдельной статье.

Кстати, наибольшей проблемой и наиболее благоприятной в плане прогноза в практике помогающих специалистов является, как ни парадоксально, не столько группа зависимых от алкоголя лиц, сколько группа злоупотребляющих алкоголем. Последних значительно больше, чем по-настоящему зависимых. И у них больше шансов "выкарабкаться" с меньшими потерями. Как людей с такими проблемами быстро и четко распознавать психологу в своей практике, написано в моей статье.Ссылка на полный пост ВК с прикрепленными фильмами. Подбрасывайте, пожалуйста, в комментариях еще фильмов по теме. А я в ближайшее время планирую выпустить статью с подборкой фильмов о наркоманиях.

Ну и напоследок хотелось бы сделать ремарку. По сути, алкоголизм — это болезнь, которая активно проявляются, когда у человека удовлетворены базовые потребности, когда ему не нужно выживать. Есть мнение, что это цена, которую человечество платит за жизнь в мирное время в условиях достатка. На улицах моего города сегодня спокойно. Остается пожелать, чтобы Высшая Сила (которая посылает по версии Анонимных Алкоголиков уразумение зависимым), вразумила и политиков и насытила их "тягу" прежде, чем мы повторим подвиг наших героических предков. Я так считаю, лучше мы будем бороться с алкоголизмом, чем с потерями, разрухой, вшами, голодом и нищетой.

С предстоящим праздником мирного времени всех нас!

    автор :   Олег   Немыкин   |  врач  |
    психотерапевт |  нарколог  |  СПб |
    подробности,   запись  на  прием:
    whatsapp | 8 (911) 747-82-00 | viber


Спасибо, что читаете, лайкаете
и комментируете статьи.
Обратная связь очень важна,
побуждает писать больше и лучше.
Для того, чтобы быть в курсе выхода
новых работ — подписывайтесь!

Олег Немыкин

Источник: www.b17.ru