психология

Онлайн-зависимость у детей.

 Жалобы на то, что ребенок большое количество времени проводит «в планшете»/«в телефоне»/«в компьютере» сейчас далеко не редкость. Как часто нам приходится наблюдать картину или быть участником следующей сцены: «мам, дай телефон». «Не дам, ты уже играл сегодня! Долго нельзя, глаза испортишь!» «Мааамаааа, ну дай! Ну, пожалуйста! Мне скууучно!» Далее следуют слезы, уговоры, крики и мама сдается. А ребенок «уходит» с головой в любимую игру или просматривает каналы на ю-тюбе.

У детей с игровой зависимостью напрочь пропадает интерес к реальной жизни. Им неинтересно проводить врем в летних лагерях со сверстниками, ездить к бабушке на каникулы, (если с собой не дали любимый планшет), они не увлекаются спортом или командными играми, а уроки они делают только при условии, что после них, они получат вожделенный гаджет. Такие дети, чувствуют себя счастливыми и удовлетворенными, исключительно при условии наличия любимой игрушки.

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что без игр на смартфоне ребенку невыносимо скучно. И мы, в попытках развлечь свое чадо, а может, и избавить себя от детского нытья, спешим исполнить его просьбу и вновь даем устройство в руки. Таким образом, ребенок совершенно не может переносить свободное время, когда ему нечем заняться.

Он не придумывает игру, не вырезает из бумаги, не собирает конструктор, не лепит из пластилина, не рисует. И, скорее всего, если кто-то предложит поиграть в мяч — откажется, так как для него быть не онлайн — тоска смертная! 

Проблема изначально состоит в том, что мы сами способствуем формированию у детей игровой и интернет зависимости. Мозг ребенка очень восприимчив и легко поддается воздействию. В играх много уровней, прошел — получи награду. Выиграл — получи удовольствие и поощрение.

А уж про то, что в интернете полным полном вредной для ребенка информации, я вообще молчу. И всю эту информацию детский мозг с легкостью воспринимает и усваивает. К сожалению, мы, как взрослые, не всегда можем отследить, какой контент заполняет головы наших детей, в силу своей занятости.

Также, столкнувшись с трудностями в реально мире, ребенку все больше хочется оставаться «в игре». Там ему комфортно и интересно. Там не надо следовать социальному этикету, общаться с друзьями и выстраивать с ними отношения.

А реальность, тем временем, становится все хуже. Друзей мало, общения вживую мало, интересов нет, учиться не хочется, мама и папа заняты, в общем, опять очень скуууучно. И ради того, чтобы снова заполучить планшет, ребенок готов сделать все, что угодно. От уборки в комнате, до демонстрации суицида.

Почему же зависимость от игр так сильна? Дело в том что, когда ребенок большое количество времени ребенок проводит в игре, в его мозгу возникают устойчивые нейронные связи — где и как получить удовольствие. Ведь играя, мозг получает огромную дозу дофамина. В реальности, такую дозу можно получить, только принимая наркотики. А если ребенок проводит онлайн около 5 часов в сутки, то эта доза настолько велика, что у него абсолютно пропадает интерес к жизни, к учебе, к хобби, а то и к самому себе. Таким образом, ребенок попадает в замкнутый круг, вновь убегая от серой реальности в игру.

Я слышала о случае, когда ребенок играл по ночам, втайне от родителей. И родители ничего не знали, пока психика не дала сбой, и не пришлось подключать к ситуации психиатрию. Да, дофамин призван поощрять нас за успех в какой-либо деятельности, он поднимает настроение, улучшает концентрацию внимания, но большие его количества ведут к переутомлению. Ребенок, с виду, ничего не делал, просто играл на смартфоне, а сил на уроки и другую деятельность у него уже нет.

Дети, живя онлайн, настолько перенасыщаются дофамином, что уже не могут определить, что хорошо, а что плохо. Виртуальная реальность становится яркой и красочной. А мозгу все сложнее переключаться на серую действительность. Ребенок становится дофаминовым наркоманом и день за днем требует новую дозу.

Вот что происходит с ребенком, который большое количество времени погружен в смартфон/планшет/компьютер:

—  У него появляется бессонница

— Пропадают познавательные интересы, тем самым снижается успеваемость

— Он становится агрессивным, капризным и раздражительным, рассеянным

— Не умеет общаться в социуме

— Становится неинтересным для других детей

— Появляются проблемы со зрением и позвоночником и иммунитетом в целом

— Мало двигается

— Быстро сдается, увидев проблему в реальной жизни

— Становится ЗАВИСИМЫМ.

 В повседневной жизни ребенок может получать дофамин нормальными порциями, общаясь с друзьями, от хобби и увлечений. Потому, чтобы снизить количество времени, которое ребенок проводит онлайн, родителям необходимо постараться создать для ребенка интересную реальность. Поощрять времяпрепровождение с друзьями, разрешать приглашать друзей в гости для игр.

Для того, чтобы у ребенка не формировалась зависимость, гаджеты необходимо давать не более, чем на 30 минут в день. За час до сна — никаких смартфонов, планшетов и так далее. Тем более, не оставлять эти устройства в детской комнате на ночь. Нужно стараться проводить больше времени с ребенком, помочь ему сформировать хобби, чаще гулять, отдать в спортивную секцию. Сделать все, чтобы реальная жизнь ребенка была интересной. И, конечно же, быть примером для подражания.

Не обязательно совсем лишать ребенка интернета или игр на смартфоне. Но ввести ограничения мы, как любящие родители, просто обязаны. И хотя, нам порой гораздо проще сказать «ДА», но иногда, говоря «НЕТ», мы делаем лучшее, что можем для ребенка. Адекватные ограничения — безопасность наших детей.

Ваш семейный психолог Олейникова Анна.

Олейникова Анна Васильевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...