психология

Ошибка или опыт?

На просторах интернета чаще всего встречаются такие поговорки про ошибки:

«Дураки учатся на своих ошибках, а умные — на чужих.» – Теодор Рузвельт.

«Мудрый учится на чужих ошибках, умный – на своих, а глупый их повторяет.» – Бахтияр Мелик оглы Мамедов.

«Дурак учится на своих ошибках. Умный на чужих. Мудрый не совершает ошибок.» – Автор не известен.

Какой смысл пытаются вложить авторы в эти высказывания?

Во всех этих поговорках содержится три основные мысли: 1) наличие ошибок; 2) совершение/несовершение ошибок; 3) отношение к ошибкам трех участников этого процесса: 1) дурака, 2) умного, 3) мудрого.

1) Рассмотрим первую мысль. Что такое ошибка?

Ошибка  это непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей; разница между ожидаемой (желаемой) и реальной ситуацией (действием, поступком, результатом и т.п.). Т.е. другими словами, ошибкой чаще всего называют несоответствие между тем «как должно (было) быть» и тем «как есть (стало) на самом деле».

2) Вторая мысль. Совершение / несовершение ошибок.

Возможно ли в принципе не совершать ошибки?

Исходя из определения ошибки, как соответствие / несоответствие ожидания и результата, это невозможно. Только благодаря этому несоответствию и возможен прогресс и любое развитие в принципе (от эволюции в целом до личностного развития в частности).

3) Третья мысль. Отношение к ошибкам.

В чем же принципиальная разница между тремя персонажами (дурак, умный, мудрец)?

Для лучшего понимания принципа «отношения», забежим немного вперед, и зафиксируем утверждение, что «дурак», «умный» и «мудрый» – это один и тот же персонаж, а не три разных.

Каждый человек может быть и тем, и другим, в зависимости от отношения к рассматриваемой ситуации.

1) Если ошибка (ситуация несоответствия) повторяется в неизменном виде и реакция на нее одна и та же (день сурка), то это  позиция «дурака». Развитие (эволюция, как в широком, так и в узком смысле) невозможно, опыта не добавляется.

2) Если человек осознал ошибку (неважно, свою или чужую), приобрел опыт, и в подобной ситуации модель его поведения изменилась, то он «умный». Можно еще добавить к этому его способность моделировать потенциально ошибочные ситуации и не попадать в них (учиться на чужих ошибках по цитатам №№ 1 и 3).

3) Но что же тогда остается «мудрому»? Как соотнести то, что он «не совершает ошибки» с тем, что «не совершать ошибки невозможно»?

«Мудрый» стал таким не только потому, что он всего лишь научился на своих и на чужих ошибках. Это большое заблуждение и главная логическая ошибка, которую делает большинство людей, цитирующих эту поговорку. Суть статуса «мудрого» заключается в том, что он помимо имеющегося опыта «дурака» и «умного», изменил что-то в себе. Произошла внутренняя трансформация в его мышлении.

«Дурак» копит свой опыт, свои ошибки. У него их целая коллекция. Он как нумизмат. Рассматривает эти ошибки, любуется ими. Это его опыт. Он гордится им. Он готов делиться своими ошибками, обмениваться с другими дураками. Даже продавать свои ошибки. На это есть хороший спрос среди его друзей.

На своих ошибках невозможно научиться не совершать ошибки и не разочаровываться в своих действиях, или в действиях других. На своих ошибках можно, в лучшем случае, только научиться избегать подобных ошибок (т.е. тех, которые уже были совершены ранее). Но, как только возникает новая (нестандартная) ситуация, и у «дурака» в копилке — новая ошибка)). И так до бесконечности. У него всегда будет дисбаланс между ожиданиями и реальностью. Может быть этот дисбаланс будет субъективно меняться, но разочарования и досады из-за того, что «дурак» что-то упустил, совершив новую ошибку, ему не избежать.

«Умный» немногим отличается от «дурака». Он делает все тоже самое, только с чужими ошибками. Если «дурак»  производитель ошибок (представитель реального сектора), то «умный»  посредник, перекупщик. Он сам старается ничего не производить, но использует чужой товар (чужие ошибки). У него такая же коллекция. Он также любит все эти ошибки. Они вызывают у него ностальгию. Он всем рассказывает: «Вот эти ошибки я когда-то совершал сам. А вот эти — я собрал, выменял у других дураков и умных». И он дружит и с умными и с дураками в одних и тех же тематических группах.

Фактически, можно сказать так. «Дурак» идет и спотыкается, набивает шишки, весь в синяках и ссадинах. А «умный» идет на «костылях». Костыли — это чужие ошибки, на которые он опирается. Но самое интересное то, что у него отсутствует осознание того, что он — на «костылях». Он их не замечает, не осознает. Он уверен, что он достаточно компетентен, т.к. ошибок он не повторяет, как «дурак». Но его самая большая ошибка — это его «костыли».

«Мудр тот, кто знает не много, а нужное». — Эсхил.

Секрет «мудрого» кроется в его отношении к ошибке не как к «ошибке», а как к «ситуации». Для мудреца не существует ошибок, поэтому он их и не совершает. Он просто действует. Для него любое его действие – это не ошибка, а опыт. И какой бы этот опыт ни был, он его бодрит, доставляет ему удоволетворение, способствует его росту, развитию, раскрытию личностного потенциала.

«Мудрый» идет легкой походкой. У него преимущество перед остальными в том, что ему не нужна коллекция чужих ошибок. Ему некогда их анализировать, копаться в них. У него другие цели и задачи. Его сознание не обременено этой бесполезной информацией.

Об этом хорошо сказал С.Л. Рубинштейн: «для человека, как личности, фундаментальное значение имеет сознание, не только, как знание, но и как отношение». Поэтому, «мудрый» сделал предметом своих размышлений сам процесс изменения подобных отношений, т.е., он переосмыслил свое отношение к осуществляемым действиям. Произошла трансформация его мышления.

Суть перехода сознания человека в категорию «мудрого» состоит в следующем. В какой-то момент, накопив большую коллекцию ошибок, и получив соответствующий опыт, человек прошел через два этапа осознания. Во-первых, он понял, что спотыкается о свои ошибки, повторяет их вновь и вновь. В этот момент он стал «умным». И во-вторых, осознал, что это не ошибки, а его опыт. Он осознал свою последнюю ошибку. Он стал по-другому мыслить. Произошла смена методологии мышления. Изменилось его отношение к ситуации в целом. Он осознал наличие стереотипов своего мышления. В этот самый момент он стал «мудрым».

Все достаточно просто. Нюанс только в том, что такие проблески периодически случаются с каждым, но эти проблески сознания большинством людей остаются либо незамеченными, либо не становятся привычным способом мышления в силу множества причин. И лишь единицы переходят в категорию «мудрых» своим умом. Большинству же необходимо сопровождение. Но, по сути, этот путь может пройти каждый. Весь вопрос только в его продолжительности. Кому-то может понадобиться меньше времени, кому-то и жизни не хватает.

Но результат стоит того, чтобы начать этот путь и отказаться от стереотипов мышления.

 

Семенов Дмитрий Станиславович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...