Ошибки терапевта.

Сегодня я хочу поговорить об ошибках в психотерапевтической работе.

Начну с себя.

Да! Я не идеальна. Не идеальна как мать, как жена, и о ужас, как терапевт.

Хотя какая-то моя часть очень стремится к  идеалу.

Так вот, что бы не дать ей «развернуться», проведу анализ собственных ошибок.

Первая ошибка.

Иногда я во время не останавливаю клиента.

Пришёл человек на консультацию, раз уж решился,  многое хочется ему рассказать, поделиться, снять напряжение. Но ещё и получить что-то действенное.

Иногда остановить поток переживаний непросто; я слушаю и не нажимаю вовремя на паузу, как будто если остановлю-оборву, случится непоправимое 🙈.

Все ошибки терапевта происходят из его собственных схем (если говорить языком схема-терапии).

Данная моя ошибка (затруднение если хотите) происходит из где-то до сих пор дремлющего убеждения, что я не могу быть интересной людям. Тогда вырастает проекция: клиент не должен подумать, что он мне не интересен. Прервала, значит он не интересно говорит.

Да. Терапевты неидеальны и в том, что имеют собственные неадаптивные схемы, наполненные установками вроде этой, про неинтересность.

В общем. Осознаю, прорабатываю ошибки и иду дальше.

Хочу сделать небольшую ремарку.

Уважаемые клиенты! Пишите отзывы, пожалуйста! Не только положительные, но и отрицательные. Иначе как мы-терапевты получим обратную связь?

Вторая ошибка.

Клиент приходит и, конечно, всегда говорит, что хочет достичь результата как можно скорее! В каких-то моментах я могу сильнее нужного «повестись» и слишком глубоко копнуть вначале: здесь и сейчас уже результат! 

Третья ошибка.

Были случаи, когда я неверно понимала потребность клиента, с которой он пришёл.

Например, недавно: девушке с психосоматикой я предложила после первой консультации пройти тесты по схематерапии. Посмотреть её схемы (комплекс когнитивных установок) и режимы (то, какими способами она с ними справляется).

Для некоторого обеления себя могу сказать, что я спросила, хочет ли она ответить на тесты. Получила согласие.

А потом клиентка написала гневное смс, что пришла за ресурсом, а я пригрузила ее тестами на 90 и 124 вопроса, да ещё не где 2 варианта ответа, а 5. Плюс  предложила самой подсчитать результаты (вот мой тут косяк сильный). Из-за собственного цейтнота иногда предлагаю клиентам сделать расчёт самостоятельно. Делают не все, некоторые приносят все же мне. До этого случая проблем не было. Но тут вышло как вышло. Для меня это про то, что не удалось вовремя распознать потребность клиента.

/Замечу-тесты в принципе даю не всем/

Четвертая ошибка.

Бывает, что я не до конца удерживаю фигуру запроса. Хотя может это как раз относится к первой ошибке. Как будто не хватает настойчивости что ли все время возвращаться к тому: «что для вас важно, в чем сложность, чем могу быть полезна я в этой сложности».

На самом деле, точно понять, когда ты ошибся-непросто. Если только брать критерием результат-вернулся человек или нет. Но ведь не все готовы идти в терапию, даже если изначально заявили о ней.

Поэтому пишите отзывы!

Я в первый момент расстроилась из-за девушки с тестами, мне интересен был ее случай.

Но потом я сделала полезные выводы; вынесла случай на интервизорскую группу, где я и коллеги накидывали варианты построения контакта с психосоматичкскими клиентами.

Ведь такие клиенты хотят, как никто, быстрого результата. Но  их защиты сильны, не зря же страдает в первую очередь тело. Поэтому «добираться» до чувств, детских травм можно и нужно крайне аккуратно и не торопясь; при этом делать так, чтобы они уходили с надеждой на излечение.

А это непросто. Непросто, как и многое в нашей работе.

Было бы интересно узнать, какие ошибки вы отмечали у психологов-психотерапевтов.

Специалистов же спросила бы, что вам сложно бывает в работе с клиентами? Если, конечно, кто-то готов делиться в таком формате.

Еще хочется добавить: каждый из нас имеет право на ошибку! Без ошибок нет опыта!

Елена Кислова. Клинический психолог. Семейный системный психотерапевт.

Елена Кислова

Источник: www.b17.ru