Осторожно, ВИЗИТКА!

{ Статья полезная, интересная, но, действительно длинная. 🙂 Если кому-то лень читать статью — можете прослушать её тут:  https://youtu.be/tqmYz224DPE  }

У вас гениальный VIP менеджер, мастер общения, который производит сокрушительное впечатление на клиента и может продать всё и каждому! Но, после своего блистательного спича, он оставляет потенциальному покупателю визитку вашей фирмы. Уверены ли вы, что информация, нарисованная на визитке "читается" так, как вам бы хотелось?

А вот некоторые умники утверждают, что визитка, это почти валюта, достоинство которой можно аналитически оценить, выйдя из под гипноза общительного обаяния.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что этот маленький бумажный прямоугольник, в который вы вместили отражение вашей фирмы, в руках профессионала может стать мощным оружием?

Из миллиардов лет эволюции и миллионов лет сознания, логике принадлежат всего тысячелетия. Исходя из этого факта, ваша визитка демонстрирует 1% логики, 9% осознанной информации, и несёт в себе 90% того, о чём вы вовсе не догадываетесь!!! Если провести аналогию с общением, то вот вам наглядный пример. Специалисты NLP утверждают, что в процессе прямого общения человек передаёт 38% информации особенностями голоса, 55% — "языком тела" и другими невербальными сигналами, и только 7% смысла принадлежат содержанию его речи.

Скрытые проблемы и вытесненные комплексы, разногласия и конфликты, история и перспективы фирмы, помощь властных структур и кредиты, интеллектуальный потенциал, политика, мечты, желания и ещё многое другое отражено на вашей визитке, в логотипе и рекламе. Информация есть везде, всё зависит то мастерства того, кто умеет её читать…

В этой статье невозможно вместить методики извлечения всех 90% информации, скрытой от неопытного глаза, но 0,5% можно гарантировать.
Необязательно становиться профессионалом в этой области. Задача статьи — описать азбучные истины, законы восприятия, и прикоснуться к методикам, которые учат правильно думать и не допускать грубейших ошибок в неосознанной демонстрации своих проблем, заблуждений, да и что греха таить — истинных желаний.

Есть несколько известных направлений анализа такой информации. Рассматривается цветовая гамма фигур, их частей, фона, шрифта и анализируются соотношения цветов, как смысловых психологических сигналов. Имеет значение направленность линий и их визуальная динамика. Все картинки и символы, представленные на визитке раскладываются на простейшие геометрические формы и производится анализ психологического взаимодействия этих форм и их цветового решения. Очень важным оказывается расположение текстовых блоков и визуальных масс как в логотипе, так и в композиции самой визитки. Верное представление о фирме может дать только глубокий анализ всех составляющих, и последующий синтез выводов, сделанных из этого анализа. Самое главное, чтобы выводы из анализа разных направлений совпадали, подтверждали друг друга и создавали целостную, непротиворечивую картину. Это показатель объективности работы.

Не пытайтесь производить блиц анализ визиток или упрощать его до схемы и стереотипа — ошибка гарантирована. Это серьёзный исследовательский процесс. Анализ визуальных композиций, будь то полиграфическая реклама, видео-ролик, этикетка или визитка, — очень тяжёлый и кропотливый труд, который может занять несколько дней. Он под силу только тем, кто знает закономерности, обладает опытом, умеет глубоко анализировать, синтезировать и интуитивно чувствовать тонкости, которые, порою, невозможно описать словами. Но даже мелкие и разрозненные закономерности, представленные здесь, смогут приоткрыть для вас завесу этих профессиональных тайн.

В основе анализа лежит метод перцептивного восприятия (т.е. непосредственного, объективного, не нагруженного никакой символикой стереотипов) как отдельных объектов, так и композиции в целом. Тут широко применимы теории известных психологических инструментов и методик.

Прежде всего, это уникальный цветовой тест Макса Люшера и методика "цветовых пятен" Германа Роршаха. Истоки этих знаний открыли ещё древние иконописцы. За их плечами не было теорий и семантику цвета они извлекали из природы. Многие учёные размышляли о психологических свойствах цвета, даже великий Гёте приложил к этому своё гениальное перо. Развил и систематизировал учение о цвете Василий Кандинский, создавший в Германии целую школу этого направления. Нынешние вариации теста Люшера досконально и удивительно точно описывают психологическое состояние тестируемого.

Революционная психогеометрия от Сьюзен Деллингер и различные проективные тесты по простым, "детским" рисункам открывают целый пласт "графического" анализа психических отражений. Тест геометрических фигур — проективная методика, которая в "умелых руках" очень многое может рассказать о характере человека.

Здравый смысл и загадочные техники NLP помогают разобраться в структуре композиции, которая объективно отражает лицо фирмы в её визитке. Об этом написано мало, и, именно по этому, на основах анализа композиции мы сосредоточимся в этой статье.

Курс молодого бойца, или "правое и левое" в нашей жизни.
Человеческий мозг асимметричен. У подавляющего большинства людей функции полушарий таковы:

Левое полушарие (правое поле зрения).

Абстрактно-символическое, вербальное и интеллектуально-логическое. Действует дискретно: "дробит" и анализирует поступающую информацию. Прогнозирует будущее, генерирует идеи конструирует, фантазирует, "заведует" речью коммуникацией, ритмом, повышает тонус, активизирует моторику. Понимает логический смысл происходящего.

Правое полушарие (левое поле зрения).

Конкретно-образно, эмоционально целостно, невербально. Организовано по принципу голографии. Синтез, суммация, сопоставление информации. Отражает события прошлого, настоящего и работает в режиме реального времени, чувствует мелодику и тонкости голоса. "Заведует" памятью, переживаниями, конформностью, покоем, чувствительностью.

Зрение устроено так, что правая половина сетчатки обоих глаз — т.е. правое поле зрения — передаёт информацию левому полушарию, а левая половина их сетчатки — левое поле зрения — соответственно — правому полушарию.

Поэтому целесообразно размещать картинки или любой невербальный, целостный, графический образ, — в левом поле зрения, чтобы он качественно читался правым полушарием. Вербальные символы, знаки, слова, слоганы, тексты, лучше располагать справа — их легко прочитает, усвоит и запомнит левое полушарие мозга.

То, что связано с нашим прошлым (и настоящим, которое тут же становиться прошлым) мы интуитивно помещаем слева. Стратегически прогнозируемое будущее, соответственно, ложится справа от центра.
Что интересно, "восточный" мозг устроен точно так же, но иероглифы, в отличие от вербального, буквенного алфавита, более похожи на смысловые картинки и легче воспринимаются правым полушарием. Вследствие этого, на востоке развито стремление к целостным и интуитивно-синтетическим знаниям, и выражена активная мелодическая модуляция языка и музыки, в отличие от "западного" научно-аналитического подхода и интеллектуальных ритмов джаза.

Как утверждает NLP, если человек вспоминает то, что когда-то с ним происходило в реальности, то автоматически направляет взгляд влево, тем самым "вынимая" из глубин правого полушария образы прошлого. Если же он конструирует, создаёт образ нереальных событий, то обращает взгляд вправо, "напрягая" креативность левой половины мозга. Отсюда, ещё задолго до NLP, народная мудрость описала стиль поведения лгуна: "У него глаза бегают". То есть, он вынимает из правого полушария разные воспоминания, глядя влево, а затем — конструирует из кусочков и собственной фантазии то, что якобы происходило в реальности, обращая взгляд вправо.

Одна из основ теории NLP состоит в том, что вспоминаемая информация, проходит по тем же нервным путям, по которым она первично входила в нас. То есть вспоминая, мы производим репрезентацию информации, презентуем её повторно. Следовательно, конструируя нечто в своём воображении и выдавая это во вне, мы волей-неволей объективно отражаем особенности своего восприятия и мировоззрения.

Надеюсь, вы уже нарисовали в уме схему зрительного восприятия и не путаетесь с "правым и левым". Будем считать, что курс молодого бойца пройден, и продолжим детализацию.

Лево.
Слева ложатся наши привычки, воспоминания, стереотипы, "больные мозоли", старые раны, вечные проблемы, вытесненные разочарования и печальные переживания. Все условия начала деятельности, истоки, причины, основания и поддержка могут перцептивно читаться на визитке. Тут нарисованы и источники денег, и контакты с властными структурами; страхи; изначальные ценности на которые делалась ставка; проблемы и характер внутренней власти, разногласия учредителей и многое другое.

Все эти привычные страхи и "грехи молодости" могут "читаться" бессознательно и интуитивно, могут быть обнаружены с помощью простых ассоциаций, наконец, могут быть профессионально проанализированы конкурентами. По вашей визитке вас могут вычислить и просчитать, и уж поверьте, за тем, как применить эту информацию, дело не станет.

Право.
Справа отражены наши реальные (а не декларируемые) желания, мечты, цели, планы и перспективы. Тут же просматриваются проблемы, комплексы и недостатки, мешающие развитию и некоторые особенности "характера" фирмы и её руководства. Эта часть композиции покажет — будете ли вы вкладывать деньги в развитие и повышать уровень сотрудников, или собираетесь экономить, и "складывать деньги в карман". Будете ли рисковать из жадности, или страх потери денег окажется сильнее. А может быть у вас "за душой ни гроша", и вы, соответственно, не задумывались о том, куда вкладывать капиталы?
Будущее тоже можно просчитать. Правая сторона визитки покажет конкурентам опасны ли вы, расскажет о вашей тактике борьбы за рынок, и насколько вы готовы рисковать ради победы. А если ещё проанализировать вашу последнюю рекламную кампанию, то станет совершенно ясно чего от вас ожидать в ближайшее время.

Что же, собственно, и как анализировать?
Для композиции очень важно распределение визуальных масс на визитке и ассоциативно-смысловой анализ символики изображений. К примеру, если в левом нижнем углу пусто, а визитка сверкает золотом, то, скорее всего нет основательных запасов, или, по крайней мере, не было изначально, но "очень хочется выглядеть" и бурно жить настоящим. А это уже тенденция тратить деньги, и продавцу остаётся только найти нужный повод.

Если в правом верхнем углу есть "яркая масса" и динамика линий визитки направлена туда же, в правый верхний угол, то очень вероятно, что фирма не однодневка и будет вкладывать деньги в развитие.
Если верхний правый угол пуст, в нижнем правом — "тяжесть", а визитка "никакая" — путь денег лежит в карманы учредителей.

А если у какого-нибудь леспромхоза на визитке слева "растёт" ветвистое дерево с мощными корнями, а не нарисованы доски и брёвна — справа, то у них хороший хозяин, всё под контролем, и пришли они надолго.
Самое главное. Объекты реального мира целостны, их свойства проявляются абсолютно во всём, и везде оставляют своё отражение. И личность, и фирма, и визитка, как их отражение, необходимо рассматривать целостно. Если вам кажется, что обнаружено какое-то свойство, то этот факт должен быть обязательно проверен и подтверждён выводами из анализа других аспектов.

Линия горизонта.
Думаю, что каждый примерно представляет себе как квалифицировать положение картинок-образов относительно линии горизонта. Это реальность земли и эфемерность облаков, "синица в руке" и "журавель в небе", надежды и мечты или реальный фундамент.

Вездесущее NLP и тут оставило свой след, отдавая "верхним этажам" взгляда — картинки воспоминаний и образный синтез, а нижним — поиски смысла, конкретный анализ, и реальные ощущения.

Вверху "живут" наши нематериальные активы, идеалы и мечты, наше гипотетическое, потенциальное могущество. Это ум, знания, информация, энергия, программа, миссия, уникальность, направленность и целеустремлённость. А также компетентность, коммуникабельность, отношения, команда, связи, знакомства, покровительство с возможной помощью и защитой.

Внизу покоятся материальные активы, и возможности их пополнения. Тут много говорить не о чем, за это отвечает бухгалтерия.

Зеркальное отражение.
Астрономы с помощью зеркала смотрят на звёзды, шпионы — следят за объектом, остальные люди видят в нём себя. Причём, первые и вторые смотрят на зеркало под углом, остальные — прямо в центр. Центр зеркала это наша ПРОЕКЦИЯ, мы отражаем себя в этом центре. Там лежат все наши заблуждения, скрытые проблемы, наш эгоцентризм. Центр — это не прошлое и не будущее, не верх и не низ, это то, что есть сегодня, статика нашего "Я".

ПРОЕКЦИЯ – такой способ психологической защиты, когда свои "нелюбимые" качества, человек замечает не в себе, а в другом, например в подчинённом, и нападает на них. Это позволяет проектанту не замечать своих минусов, быть хорошим, а те отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, проецировать на других. При этом персонаж защищён, доволен собой и сохраняет высокий уровень самоуважения.

То, что Я рисую в центре визитки — это МОЁ отражение. Если там крупными буквами изображены Ф.И.О. себя, любимого, то, скорее всего, управление принадлежит проектанту и он единственный, великий и могущественный лидер. Никто и не спорит, что он замечательный человек, но почему-то так складывается, что все вокруг обладают его плохими качествами, а он с этим безуспешно борется и с упоительным негодованием всех "строит" и обличает. А если спросить у него, что ему больше всего не нравиться в людях, то он расскажет всё о себе.

Следствие состоит в том, что в такой среде хорошо живётся хитрецам и льстецам, а подобная организация не предполагает интенсивного развития, лишь подчинение, вплоть до идолопоклонничества и трансляцию подобной иерархической структуры до самых низов.

Раз уж мы затронули, так называемую, "прямую проекцию", то есть смысл рассказать и о проекции "обратной", о "проективной компенсации" своих ущербностей, недостатков, скрытых переживаний и намерений. В психологии это звучит как "проекция реактивных состояний", и представляет из себя механизм защиты, при котором человек демонстрирует противоположность своих истинных переживаний. Так происходит не всегда, но очень часто: чем беднее фирма, тем более "наворочена" визитка, чем больше титулов, тем меньше возможности, и чем больше разговоров, тем меньше дел. Это, кстати, касается и поведения людей. Если ваш партнёр слишком демонстративно показывает своё равнодушие, то поверьте, — он так заинтересовался вашим предложением, что с трудом сдерживается! Но не хочет это выдавать, чтобы вы не передумали.

Самое главное. Соблюдайте целостность выводов. Если ваши умозаключения не подтверждаются выводами из анализа других аспектов, то, вполне вероятно, что это ваша собственная ПРОЕКЦИЯ, и вы приписываете анализируемому свои качества.

Варианты.
Вертикальные композиции, как правило, демонстрируют могущество, потенцию, силу, несокрушимость, укреплённую устойчивость, движение вверх — к абсолюту. Вертикальная устойчивость — вневременная, т.е. была, есть, будет и декларирует свою уверенность в этом.

Если предположить, что на визитке отражена обратная проекция, то вполне возможны варианты "мегаломании", сверхамбициозности, властного скачка с чьей-то помощью, блефа, счастливого случая, надежды на помощь Бога, магизма и других болезней головы.

Горизонтальные композиции часто демонстрируют собственный фундамент. А угол наклона линий идущих слева на право, показывает характер и "скорость" развития фирмы. "Лежачие" линии — признак консерватизма, конформизма и прагматизма (когда, тише едешь — дальше будешь). Стремительный скачок линий слева в правый верх говорит о желании очень активного развития.

В перечисленных случаях, именно качество фундамента имеет основное значение в оценке композиции визитки. Если фундамент отсутствует или его нарисованное качество визуально под вопросом, то вполне возможна мегаломания и самообман.

Хотя, многое зависит от реальной человеческой воли и фанатизма.
Центральные композиции отражают собственные статические идеалы хозяев предприятия или их проблемы. Должен тут же заметить, что настоящий хозяин обязательно приложит голову и даже руку для создания логотипа и собственной визитки. Все вероятные вопросы: "…а если?" — не принимаются. На них есть ответ:

"А как бы поступили вы?".
Дизайн часто отражает ситуацию истоков возникновения фирмы. А если компания кардинально меняет свои "взгляды", то меняется и визитка, и логотип, и корпоративный стиль. Тут ещё нужно учесть, что есть структуры — государственные и прочие — которые изначально выполняют формальные, зависимые, вспомогательные, защитные и другие функции. Герб страны в центре визитки её посла совершенно адекватен. Мои Ф.И.О. в центре визитки говорят о том что командир считает себя гением, фирма должна молится на креатора, а он "создавать" всех по своему образу и подобию.

Левый верх "грозит" моим могуществом, опытом, властью, силой, потенцией, ментальностью, либо деловыми контактами и покровительством со стороны властных и сильных структур. Тут я чувствую себя уверено, комфортно и безопасно. Это мои потенциальные возможности или то, что я о них думаю. Визуальная масса в этой области визитки показывает чего я стою социально, как отношусь к собственной стоимости, и чем, собственно, отличен от других.
Правый верх "мечтает" о моём гипотетическом будущем, расчётливо строит планы развития, роста, экспансии, вложения денег в перспективу. Это алгоритм стратегии моего роста, или то, как я его себе изначально представляю. Там же нарисованы мои страхи и опасения, неизвестность и растерянность. Правый верх ещё показывает перспективу и многое зависит от того, сколько "воздуха" сверху и перед визуальной массой, и что там, собственно, изображено.

Если текстовый блок или картинка упираются в верхний или правый край, то ситуация близка к границе развития, есть определённые страхи и комплексы. Если там Ф.И.О. владельца визитки, то фирму делают люди, деньги вкладывают в персонал, и вероятен демократический лозунг: "Кадры решают всё!". Если же в перспективе, например, торговая марка, то развивают именно эту тему, и возможен императивный лозунг: "Незаменимых людей нет!".

Левый нижний угол "хранит" мои материальные запасы или их эквивалент. Это могут быть деньги, и то, во что они вложены, доступ к информации, контакты, протекции, возможности "подпитки" или использования каких-либо резервов. Могут быть даже знания, если именно они выступают эквивалентом денег. Это мои реальные активы в которых я уверен, фундамент, с которым я никогда не пропаду и мои люди не разбегутся, "печка" от которой "всё пляшет".

Правый низ "рассчитывает размеры погреба" под предполагаемые будущие запасы или реализацию заработанных средств. Это стратегия моей будущей безопасности, удовлетворённости, реализации желаний и уверенность в запасах на "чёрный день".

Если изобразить изложенное более наглядно, то в плане это будет выглядеть примерно так:

Верх-Лево: Моё прошлое, пережитое, воспоминания, опыт, стереотипы, память, привычки, образность, синтез, целостность.
Могущество, власть, сила, потенция, возможности что-либо сделать, нажитая ментальность.Комфортность, безопасность, удовольствия, привязанности и человеческие слабости.

Верх-Центр: Личностный потенциал, самооценка, самомнение, идеализированный Я-образ хозяина. Претенциозность, амбиции. Нимб.

Верх-Право: Моё стремление в будущее, фантазии, амбиции, желания, предполагаемое, неявное, непонятное. Планы, расчёты, логика, алгоритм, схема, закон, анализ, дискретность. Неизвестность, возможная опасность, угроза нападения, ориентировка, проверка. Поиск, новизна, активность, стремления, исследования, экспансия, захват.

Середина-Центр:Противопоставление и внутренние конфликты личности. Или зеркало, тенденция проекции, самосозерцание, эгоизм, собственные проблемы. Статические идеалы, нынешняя ситуация.

Низ-Лево: Запасы, "заначки", вложения, фундамент, деньги "на чёрный день".
Знания, средства производства, недвижимость, может быть команда.
Отношения, знакомства, связи, доступ к чему-то, подпитка деньгами и связями.

Низ-Центр: Вытесненные личностные проблемы, неуверенность, подавленность, отсутствие самоутверждения, низкая самооценка хозяина, нерешительность.

Низ-Право: Предполагаемые будущие запасы, укрепление запасов нынешних и уверенность в их качестве. Увеличение возможностей, гипотетическое могущество.
Удовлетворённость, реализация желаний, уверенность в завтрашнем дне.

Линии, их угол и направление также подлежат анализу. Композиционная динамика линий вправо отображает направление в будущее, вправо и вверх — развитие, вправо вниз — накопление. Линии с динамикой влево — направлены в прошлое. Быть может это воспоминания о том как раньше было хорошо, или прочные связи с одноклассником-министром? А может, это детские проблемы воспитания не дают персонажу покоя?

Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз, возможно, обнаружил бы в обратной динамике проявления интроекции и ретрофлексии. Эти механизмы особенно часто работают в пост советском пространстве. Интроекция, это как бы проекция, только во внутрь. Если проектант вытесняет свои проблемы в других, то в интроекта, некое "оно", например Коммунистическая партия, вкладывает свои программы и несёт за них ответственность, освобождая от ответственности интроекта. Такие проявления вполне могут иметь место в охранных фирмах или спецподразделениях корпораций. Ретрофлексия заставляет её "носителя" оценивать себя, "строить", нападать и приказывать собственному я от своего же лица. Рассуждения типа: "Мне нужно заставить себя выполнить план", или "Я перестану себя уважать, если не добьюсь результата", — вполне в духе линий обратной динамики, идущих от центра композиции влево вверх. А это уже показатель слабой воли, внутреннего конфликта и лёгкой внушаемости.

Описанные закономерности в равной мере относятся и к композиции визитки и к композиции изображённого на ней логотипа, а так же к рекламе и другим средствам "неспециального самовыражения". Логотип лучше рассматривать в двух вариантах: как в составе визитки, так и отдельно. То, что не обнаружено в композиции визитки, — может отражаться в композиции логотипа и наоборот.

Дополнения могут быть обнаружены в рекламе.
Пространство композиции тоже играет важную роль. Оно может быть заполнено нормально, бывает пустым, перегруженным массами, свободным и "зажатым". Несмотря на всю субъективность и относительность этих представлений, здравомыслящий человек поймёт о чём идёт речь и сможет оценить эту относительную плотность пространства.

Пустота и перегруз — это гипо- и гипер-проблемы, связанные с композиционным местом, где находиться это пространство. Например, пустота "левого низа" и перегруз "правого верха" говорит о перспективности бизнеса, которым занимается фирма, и возможности, не вкладывая деньги в основные средства, не откладывая "запасы", — интенсивно развиваться.

Верхняя "зажатость" пространства — это когда над блоками визитки мало "воздуха" — говорит о страхе роста, о боязни оказаться в тех высоких сферах, в которых может, например, возникнуть ощущение неуютности, неловкости, зависимости, опасности и т.д. Правая "зажатость" показывает страх перед продвижением, экспансией, одним из вариантов которого может быть опасение потерять нажитое и нежелание рисковать.

Свобода и излишек воздуха говорит о том уровне, на котором себя ощущает фирма и её основатели. Тут возможны варианты или огромных перспектив, или неопределённости действий, страха неизвестности. Здесь ещё раз следует напомнить о самом главном. Подтверждение выводов должно носить целостный характер.

Необходимо обязательно учитывать то, что композицию, даже парадоксально раздробленную, нужно рассматривать как целостную. "Одинокое" заключение может быть ошибочно, а подтверждение ему нужно найти, а не притянуть "за уши", в других аспектах проявления. Вывод близок к реальности только тогда, когда целостной графической композиции отвечает целостное ментально-аналитическое представление о ней, не имеющие внутренних противоречий.

Художественно-практический аспект.
Говоря о композиции, было бы нелогично упустить из вида гармоническую эстетику продукта. Полезно знать кое-что и о художественных особенностях визитки.

— Нормативов для визиток не существует, но привычен и популярен формат 50х90 мм, на котором расположены блоки: логотип, название компании, её координаты и телефоны, Ф.И.О., должность (звание и заслуги) владельца, иногда пишут девиз (слоган) фирмы, краткое описание деятельности и даже ссылаются на известных партнёров.— Для гармоничного и целостного восприятия дизайнеры советуют соблюдать единство всего шрифтового решения визитки, применяя различные начертания и кегли. Желательно не использовать шрифты с засечками, если текст набран мелким кеглем (4 — 5 пунктов). В крайнем случае можно увеличить ширину букв и сделать их полужирными. Не применяйте сложные (готические, декоративные) шрифты, будьте осторожны с курсивом. Символы и условные обозначения пусть будут привычными, стереотипными. Визитка должна читаться легко.— Вся композиция визитки строится на логотипе, он должен быть в единстве с остальными элементами. Детали желательно обобщить, а символику унифицировать. Излишний натурализм элементов может отвлекать внимание, и, если это не центральная смысловая деталь, то лучше изобразить её условно и схематично. Начните разработку композиции с логотипа. Визитка, по сути, — расширенный логотип. Информацию следует разбить на части и обособить в автономные блоки. Узловые блоки должны легко "читаться" и запоминаться.— Важно ощущать пространство, находить баланс равновесия: цветности и массы, центра и периферии, притяжения и отталкивания графических блоков. Уравновешивание композиции, её балансировка проводится только по оптическому центру, который почти никогда не совпадает с геометрическим.— Устойчивость композиции часто достигается фундаментом — визуально массивной нижней частью, и равновесием визуальных масс правой и левой её половины. Центральный объект желательно не располагать в геометрическом центре, как ни странно, он там менее заметен и может вызывать подсознательную конфронтацию у смотрящего.— Исследователи утверждают, что взгляд человека обычно путешествует от правого верха — вниз, — и влево, возможно проверяя привычные гипотетические опасения левого полушария мозга. К тому же, глаз гораздо быстрее и легче совершает горизонтальные движения, чем вертикальные. Есть смысл, по возможности, использовать эти факты, располагая важные элементы по пути следования взгляда.

Практический совет. Если вы решили разработать достойную визитку, то постарайтесь "не изобретать велосипед", а проанализировав визитки конкурентов и фирм, близких вам по роду деятельности. Они наверняка уже проходили ваши проблемы. Используйте чужой опыт. Эта процедура настроит ваше восприятие на соответствующий критический и аналитический лад, позволит найти закономерности композиционности и символики. Вы оцените плюсы и минусы, найдёте сходства и различия и получите необходимую информацию для собственного решения и определитесь в отстройке от конкурентов.

Успехов Вам, коллеги.

Соболевский Юрий Игоревич

Источник: www.b17.ru