Ответственность и вина 3

 

Как я уже писал , в предыдущей статье

https://www.b17.ru/article/144501/

что одним из видов избегания чувства вины это поиски подчинения. Есть и другой , в какой то степени , противоположный этому.

При подчинении авторитету , человек сам себя делает бездушным , безвольным винтиком в механизме.

Если авторитет тоже относиться к подчиненному как бездушному винтику, то и у него не возникнет чувство вины , даже если он причинит боль или неудобства подчиненному.

Есть масса генералов , которые относятся к солдатам, как к пушечному мясу. Даже есть шутка : гибель одного — это трагедия, гибель тысячи — это статистика.

Бездушное отношение к подчиненным , нижестоящим может быть не только у военнослужащих, но и у учителей, начальников, родителей и так далее.

Это тоже можно рассматривать как способ избегать чувство вины перед другим человеком.

Некоторое время назад рабство , крепостное право считалось обыденностью и конечно никакой рабовладелец не испытывал вины перед рабами.

При всем уважении к традиционному обществу, где иерархия была очень жесткой, и подчинение должно было быть безусловным и беспрекословным , отношение к нижестоящему человеку часто было крайне жестоким.

Идеи гуманизма внесли определенную мягкость, человечность в отношения между людьми, а с ней и чувство вины , как регулятор отношений.

Поэтому меня удивляет позиция некоторых психологов, которые пропагандируют жесткие личные границы , крайний эгоизм, когда главной ценностью являются собственные желания. При этом понятие ответственность несет в себе только правовой аспект, без обязательств перед другими людьми.

Да, человек берет на себя право за принятие решений, и это собственно и является признаком взрослого человека. Но если он живет не на необитаемом острове , а в социуме, то вероятно его решения и поступки могут как то повлияют на жизнь других людей. И если он к этим людям относиться не как бездушным объектам, то придется отвечать за эти изменения. Собственно в этом и суть понятия ответственности, что приходиться отвечать, то есть быть с другими людьми в диалоге.

Многие также психологи искренне считают, что понятие совесть является чем то устаревшим , и если она у кого то есть, то состоит исключительно из навязанных стереотипов и интроектов.

Но на мой взгляд совесть как раз и есть то самое чувство вины как регулятор отношений между людьми.

  В семьях , где между родителями и детьми жесткая иерархия и отношения деспотичны к чувству вины возникает исключительно избегающее отношение. 

Вывод , чувство вины, это необходимый регулятор в отношениях между свободными людьми.

Продолжение следует.

 

Александров Сергей Валерьевич

Источник: www.b17.ru