психология

Переходный объект.

Если игра не внутри, и не снаружи, то где она? Винникотт Д.В.

Проживая активно данный период со своими детьми, меня унесло в детское пространство.
Хочу предложить технику, связанную с переходными объектами.
По мнению Винникотта (аналитик), в младенческом возрасте, любимая игрушка, с которой ребенок не расстается, ни днем, ни особенно ночью, есть переходный объект. С раннего возраста так или иначе у ребенка возникает опыт с другими предметами.
Переходный объект, как некое пространство, граница того, где уже не «я» и не мама, но то, что дает чувство защищенности и комфорта, что-то замещающее тепло мамы. Это, как мостик с неизвестной реальностью, что еще не вполне осознается, как нечто внешнее. Предметом может быть что угодно.
У моей дочери это был мой махровый халат, у другой игрушка зайца. Возможно вы вспомните, это может быть мишка, одеяло, бутылочка, особенная рубашечка и тд. Это нельзя было стирать, иначе терялся запах и свойства. По отношению к предмету и манипуляциям можно рассмотреть формирование тенденций.
Возникшие паттерны могут быть активными и сохраняться в детстве.
Иногда у младенца нет переходных объектов, кроме его матери, он оказывается не в состоянии испытать удовольствие от переходного состояния.
Таким образом предмет предшествует появлению способности соприкоснуться с реальностью.
«Я утверждал, что когда мы наблюдаем занятия ребенка с переходным предметом (первой собственностью, которую он отделяет от себя), мы видим, как он впервые использует символ и впервые играет. Важная часть моего определения переходных явлений состоит в том, что мы никогда не испытываем ребенка; сам ли он выдумал этот объект или нашел его удобно лежащим на полу? Другими словами важным свойством переходных явлений и предметов становится характер нашего отношения к тому, что мы наблюдаем».
В данном контексте можно пофантазировать и рассмотреть свои опыты. Был ли в вашем детстве переходный объект? Что это было?

В арт терапии важна идея переходного пространства и символов, интегрированных в переживания во времени.
Предлагаю практику. Необходимо погрузиться в расслабленное состояние. Направить фокус внимания в раннее детство, как там было, пофантазировать, как бы могло быть, если не помните.
Помните ли вы свой дом? Спальню? Что-то особенное, цвета, формы, запахи.
Сосредоточьтесь на своей первой игрушке (любимом предмете).
Нарисуйте этот предмет. Проанализируйте чувства, возникающие в связи с этими переживаниями. Представьте себя игрушкой. Напишите от первого лица рассказ, что с вами произошло? Ваши ассоциации. Обратите внимание на физический аспект.
Можно ответить на вопросы. Какая она, игрушка, характер. Чего ей не хватает? Что бы сделало её счастливой?
Переходные объекты устанавливают связь, при помощи ощущений, содержащих страхи, тревоги, тем самым дают возможность рискнуть, пережить приключение, установить отношения. Пробуждая телесные ощущения, чувственные переживания, мы как бы соприкасаемся с собой настоящим, включаем творческий ресурс. Конечно, подобного рода практику хорошо делать в сопровождении. Но и самостоятельно можно понять, чего сейчас мне не достает. В том числе и исследуя переходные объекты в настоящем.
А про взрослые объекты чуть позже.

Арт-терапию провожу по запросу индивидуально. Групповой формат после каникул.
Помните свои предметы из раннего детства? А игрушки ваших детей?

Морозова Анна Аркадьевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...