психология

Переживания детей при разводе родителей.

Супруги, которые решаются на развод, зачастую мало думают о переживаниях детей. Важно разобраться со своими чувствами. Однако развод затрагивает не только супружескую пару, но и всю семейную систему, т. к. происходят изменения отношений между всеми членами семьи.

Развод — это стресс для всех и дети к нему чаще всего не готовы. Детям трудно находиться в атмосфере конфликтов, предшествующих разводу, но не менее трудно им переживать изменения в близких отношениях, перемены в привычном быте. Например, то, что папа больше не подвозит до школы или мама не печет вкусные пироги по воскресеньям, семья не собирается за праздничным столом.

Разводы часто сопровождаются сильными эмоциями взрослых,  бывает, что они не в состоянии контролировать свою злость, отчаяние, ревность, тогда у них может появиться желание получить поддержку детей. В  своем стремлении привлечь детей на свою сторону, взрослые, как правило, мало считаются с детскими переживаниями, не принимают в расчет того, что ребенок по-своему любит обоих родителей. Часто возникает и  желание использовать детей в  целях мести другому супругу. Например,  ограничить общение с отцом. Для оправдания своей позиции мать может приводить разные аргументы: не интересуется воспитанием ребенка, не покупает дорогих подарков и пр.

Меня беспокоит также  феномен вытеснения негативных эмоций, который встречается в последнее время все чаще. В моей практике было несколько эпизодов, когда женщины, переживающие негативные чувства при разводе, подавляли их и старательно убеждали детей, что ничего плохого не произошло. Мать  переполнена чувствами гнева, ревности, бессилия, но говорит детям, что все в их жизни хорошо,  дома у них тихо и уютно, а  без отца стало намного лучше. Так мать создает ложно-позитивную установку. Дети как могут подыгрывают ей, но в душе их остается не выраженная боль от потери.

Вот изображение семьи, который нарисовал ребенок через год после развода родителей .

На нем есть мама и брат, кот — все радостно улыбаются, но в в целом в рисунке много черного цвета, даже в радуге.

Вот рисунок другого ребенка из этой же семьи. На нем есть папа, который не живет с семьей почти год. Видно, что ребенок не смирился со своей потерей, отрицает ее.

Вот еще один его рисунок: дерево – одинокое, с небольшими корнями. Привлекает внимание отсутствие укорененности этого дерева, дереву явно не хватает почвы, основы для корней. Крона его небольшая, что может свидетельствовать о некоторой замороженности.

Если сопоставить два последних рисунка, то можно заметить расщепление, что может свидетельствовать о пограничном расстройстве личности. Я не проводила полную диагностику личности этого ребенка, так что пока можно только предполагать.

Детям бывает намного труднее, чем взрослым выражать свои чувства гнева, печали, бессилия. От них требуют принятия ситуации, с которой они внутренне не согласны.

Если взрослые не заботятся о чувствах детей, не помогают им выразить и пережить негативные эмоции, то у детей младшего возраста могут появиться ночные страхи, разные фобии (собак, лифтов и пр.), у подростков появляется неуверенность в себе, замкнутость, грубость. Это может привести к посттравматическим расстройствам или психосоматическим заболеванием.

Для того чтобы экологично преодолеть сложную жизненную ситуацию, минимизировать потери от стресса развода, взрослым стоит обратиться к истинным чувствам детей и вместе с ними прожить печаль , принять их злость, бессилие и любовь к другому родителю.

Важно понимать, что ребенок имеет право на свои чувства, которые могут не совпадать с переживаниями родителей. Важно создавать пространство для их размещения.

 

 

Морозова Татьяна Константиновна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...