психология

Пихоаналитический разбор фильма «Лабиринты Фавна»

 

 Хочу пригласить вас в увлекательное психоаналитическое исследование, чудесного кинофильма «Лабиринт Фавна». Я могу предположить, что не для каждого это путешествие может быть интересным, и что те, кто не знаком с психоанализом, его теорией и терминами, могут и вовсе не заинтересоваться дальнейшим прочтением моей работы и это тоже будет хорошо, но те кто продолжит чтение, надеюсь, сможет найти очень много интересного для себя.

 И так, немного официальной информации. Кинофильм «Лабиринт Фавна», вышел на экраны в 2006 году и был удостоен премии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и лучший фильм на иностранном языке, режиссер Гильмеро дель Торо. Этот режиссер нам известен по таким фильмам как: «Хронос 1993 г.», «Хребет дьявола 2001 г.», «Хеллбой 2004 г.» «Тихоокеанский рубеж 2013 г.», «Форма воды 2017 г.» и много других. Подготавливая этот материал, я был приятно удивлен тем, что практически все фильмы этого талантливого режиссера и сценариста, мне очень нравятся, и уже наблюдая это, я задался вопросом: Почему одни фильмы нам интересны, а другие нет? Почему одни фильмы могут вызвать целый спектр переживаний, а другие оставляют внимание зрителя абсолютно безразличным, к тому, что происходит на экране? Ответы на эти вопросы, мы попробуем найти в другой раз. Мне кажется, психоаналитическое исследование касательно предпочтений того или иного фильма, требует написания отдельной статьи, а возможно и целой книги, но пока этому ещё не наступило время, предлагаю вернутся к нашему разбору кинофильма.
 Перед началом анализа, я хочу только добавить своё предположение, что предпочтения в выборе того или иного фильма, практически полностью, являются результатом работы наших бессознательных фантазий, мыслей, чувств и переживаний. Каждый человек, проецирует на экран свою личную историю и благодаря частичной, а может быть, и полной идентификации с киногероями, имеет возможность пере прожить, что-то волнующее его, хотя это и не всегда осознаётся самим телезрителем.

 Наверное, не зря я заговорил за проекцию и идентификацию, и по сюжету фильма, мы сможем увидеть, как они проявляются у нашей главной героини — Офелии. Фильм начинается с краткого предисловия, в котором говорится, что события происходят в захваченной фашистами Испании, гражданская война закончилась, но партизаны продолжают вести свою борьбу, прячась в лесах. На экране появляется девочка, мы видим, что она ранена, но мы видим реверсную сьёмку, и кровь, что вытекает из её носа, возвращается назад, время движется в обратном направлении. Далее камера медленно приближается к глазу девочки, как будто входит в «сознание», питаясь посмотреть, что там внутри. Параллельно начинает говорить голос за кадром, этот голос, рассказывает нам сказку, сказку о подземном царстве, о короле и королеве, и о маленькой принцессе, которая очень хотела попасть в мир людей, и однажды ускользнув от стражи наверх к людям, маленькая принцесса была ослеплена ярким солнцем, что стерло все её воспоминания. Принцесса забыла, кто она и откуда пришла, и однажды заболев, принцесса умерла. Но мудрый король, знал, что однажды душа его дочери вернется, и велел открыть подземные врата по всему миру, он был готов ждать её до последнего вздоха, до скончания времен. Параллельно на экране мы видим, как сказочный подземный мир переходит в реальный, мы видим разрушенные здания без крыши, что тоже имеет свой символизм, и несколько старых автомобилей, что движутся по извилистой дороге. В одном из этих автомобилей, едет девочка по имени Офелия, наша главная героиня, мы видим, что она дочитывает книгу, и мы понимаем, что весь рассказ, о подземном царстве, это была сказка, которую читала Офелия.
 Мы видим, что Офелия очень любит читать сказки, но какую сказку мы слышим? Хочу обратить внимание на то, что мы не слышим сказку о драконах, рыцарях и прочих героях, мы слышим сказку о том, как ребенок, хочет найти путь обратно к родителям, он знает, что его ждут, и он всегда сможет вернуться. Реальность внешнего мира «опалила солнцем» память о родителях и она стёрта, но есть фантазии о вечной жизни в форме души, которая всегда может вернуться обратно к своим творцам, точнее к творцу, ведь это король открыл врата по всему миру. Здесь можно предположить, что девочка фантазирует о неком могущественном, ждущем и принимающем отцовским образе и желании вернутся к нему, что говорит об не хватке именно такого объекта в реальности. Мать Офелии Кармен, говорит, что девочке пора повзрослеть, и не читать сказки. На мой взгляд, это выглядит слегка обесценивающие, матери абсолютно не интересно о чём читает её дочь. Ещё большим подтверждением не интереса матери, служит тот маленький момент, когда Офелия говорит, что видела «фею», а мать отвечает, «ты лучше посмотри какие у тебя грязные башмаки». Мы можем предположить, что Офелия, хотела чтобы мать поинтересовалась, что видела её дочь, ведь как минимум, когда ребёнок, которого считают здоровым, говорит что видел «фею», уже необходимо хотя бы обратить на это внимание, но Кармен, как мы видим, совсем не до того, о чем говорит её дочь, её важно, что бы Офелия называла отчима отцом, «ведь это только слово» и не больше. Хочется предположить, что эта история, это история не только одной девочки. Само время в котором происходят события, гражданская война, оккупация нацистами, не могли не оставить след, в психике детей того времени. Много отцов было убито, и многие дети перенесли опыт утраты одного или обоих родителей, а это в свою очередь, является очень большой травмой на всю жизнь. Так и Офелия, потеряла своего отца, но она нашла свой способ, как справится с утратой. Какой именно способ, и почему именно в такой форме? Я постараюсь дать ответ на эти вопросы, и если у кого-то будут свои предположения, прошу присоединяться к обсуждению.
Первым, на мой взгляд, является та реальность, в которой пребывает наша героиня. Социальная расщепленность, связная с военными действиями, насилие, смерть отца, появление отчима, тяжелое протекание беременности матери, переезд с города в деревню, все эти факторы, не могли не повлиять на душевную жизнь Офелии. Давление на инстанцию Эго, со стороны внешней реальности, на мой взгляд, оказывается не соразмерным по отношению к защитным механизмам психики, не каждый взрослый в силе выдержать такое количество раздражающих факторов, сохранив здравый рассудок, а здесь речь идет, об ещё не окрепшей детской психике.
Помимо внешних факторов, нам не стоит забывать и о внутренних процессах, которые зарождаясь в бессознательном Офелии, создавая при этом, свое определённое напряжение в сфере Эго. Учитывая выше изложенные факторы, можно предположить, что силы, которые воздействовали на сознание девочки оказались такими великими, что психика, начала защищаться от них прибегая к образованию разного рода симптомов, регрессируя тем самым к более примитивным формам защиты.
 Далее пытаясь следовать сюжетной линии кинофильма, постараемся разобрать, что мы видим на экране. Приехав в деревню, мы знакомимся с отчимом Офелии капитаном Видалем. Что можно сказать о его личности? Психопатичная личность, с ярко выраженными садистическими наклонностями, нарциссический и жестокий, педантичный параноик. Да, нашей главной героине «повезло» с отчимом. Возникает вопрос, какие причины послужили матери Офелии при выборе такого мужа? Мы можем поразмышлять на эту тему и предположить, что в качестве одной из причин мог послужить сексуальный аспект, долгое отсутствие секса, в связи с гибелью мужа, не могло не повлиять на женщину. Это подтверждается словами самой Кармен, « Я слишком долго была сама», на утверждение дочери, что она не была сама, и Офелия всегда была с ней, Кармен отвечает «подрастёшь — поймешь». Такие слова Кармен, могут служить подтверждением нашего предположения. С другой стороны, мы не знаем всей истории этой семьи, да и мой интерес больше направлен на исследование тех процессов, что мы наблюдаем у девочки, хотя фантазии обо всех остальных героях так же могут возникать, мы можем отложить их описание на время в сторонку. Далее мы видим, что единственным эмоционально поддерживающим другом для Офелии становится служанка — Мерседес. Мерседес обращает внимание на Офелию, когда та первый раз бежит в лабиринт, она заводит разговор, проявлять заинтересованность в том, что девочка прочитала так много книг, тем самым вызывая доверие Офелии. Девочка настаивает, что капитан не её отец, она явно не довольна выбором матери, она не хочет, чтобы он был её отцом, и мы видим, что её решение весьма оправдано. Интересным, на мой взгляд, будет рассмотреть структуру семьи, в которой живет Офелия. Мать, находится в позиции повинующейся жертвы, которая прекрасно видит, что не любима и используется только как сосуд для вынашивания ребёнка, явная мазохистическая и подавленная личность. Отчим психопатический и нарциссический садист, который не принимает никаких чужих взглядов и мнений, и девочка подросток, которая наблюдая всю эту «идиллии» семейных отношений, решает просто уйти от всего этого, чтобы не видеть происходящего вокруг неё хаоса. Единственным адекватным объектом в этой системе, на мой взгляд, является служанка Мерседес, она эмоционально включена в Офелию, и как бы является единственным человеком, которому не безразлична девочка. Возможно, здесь я выражаю своё личное контрпереносное недовольство касательно такой структуры семьи и её членов, но желание оправдать отношение Кармен к дочери её беременностью, а капитана его «профессиональной» работой, было бы не справедливым по отношению к самой Офелии, ведь больше всего страдает именно она. Так с чего начинается история нашей героини? Со сказки. В прочитанной накануне сказке, о принцессе с подземного царства, можно предположить, что Офелия увидела исполнение своего желания, она на секунду усомнилась во внешней реальности, и обычное летающее насекомое, причудилось её волшебной феей, сравнение по аналогии летающая фея — летающее насекомое, но ведь насекомое не так интересно, и насекомое существует реально. Здесь мы видим первый намек на то, что какой-то образ из области фантазии начинает проникать в область сознательного восприятия. Офелия испугавшись, что матери стало плохо, как бы отходит от неё и здесь можно предположить, что страх от наблюдения боли, что испытывает мать и не желание это видеть являются непереносимыми, и девочка отвлекается на другой объект с внешнего мира, на насекомое. Так же её внимание привлекает древняя статуя, которой она вставляет глаз, статуя того самого фавна. Отдельного внимания заслуживает тема глаза, (наблюдения, виденья, контроля.) Но к этому моменту я вернусь немного позже. Вторым стрессом для Офелии становится встреча с капитаном, он причиняет ей боль, сжимая своей рукой её руку. Здесь она так же переключается на то же насекомое, но большего впечатления у неё вызывает вход в сад-лабиринт, в арке которого, высечена голова фавна. Здесь видно второе переключение внимания. Побежав за феей, Офелия входит в лабиринт, ей интересно, что там в глубине? И тут появляется Мерседес, она говорит, что это старая груда камней, которые здесь были всегда, и лучше не ходить сюда, чтобы не заблудится. 

Можно себе представить, что Мерседес как более здоровая часть, предупреждает об опасности вхождения в более архаичные места своего «древнего» бессознательного, ведь можно там заблудится. Но впечатление от старого лабиринта, оставляет отпечаток в хрупком сознании Офелии и ей интересно, а что же там, в середине? Ответ приходит ночью. Мы можем увидеть как впечатления дня, неудовлетворенные желания и бессознательные мысли, осуществляются в сновидении. Мы видим как будто прилетает то самое насекомое, Офелия понимает, что оно не совсем похоже на «фею», и показав картинку из книги, она как бы вспоминает какая должна быть фея, и насекомое действительно превращается в фею. Это уже второе осуществления желания. Первым было то, что насекомое, которое до этого улетало, само прилетело, ведь днем Офелия наверняка хотела его поймать. Далее фея хочет куда-то отвести девочку, и естественно, что этим местом есть лабиринт. Днем Офелия была впечатлена старым лабиринтом, и в сновидение начинает осуществлять все её желания. Мы можем заметить, что девочка видит типичный детский сон, на который указывал ещё Фрейд, пережитые днём впечатления и неудовлетворённые желания, осуществляются во сне. Но также в этом сне мы видим воплощение других тайных, возможно вытесненных желаний Офелии.   Девочка спускается в подземелье, что может символизировать её погружение в своё бессознательное. Что мы видим в этом тайном месте? Посредине стоит некая толи статуя, толи какой-то тотем? Примечательно, что он являет собой фаллический символ. Но что это может значить в контексте этого сна Офелии? Я пока затрудняюсь, как-то это проинтерпретировать. Возможно, этот символ и не значит ничего, но он присутствует в явном содержании сновидения, а значит в любом случае, несет своё символическое значение. Ми можем предположить, что этот фаллический символ, намекает нам на фиксацию девочки на отце, ведь не зря она хочет найти тот мужской, отцовский объект, о котором читала в сказке? Что проявляется в образе всемогущего короля, ждущего свою дочь «до конца времён. Дальше сон продолжает осуществлять желания девочки, она встречает фавна, она как бы не знает кто он, но в память она имеет первое воспоминание, причем нескольких дней позже, где она у дороги, увидела похожую на фавна статую, второй момент, она увидела похожую голову, высеченную из камня при входе в лабиринт, а учитывая, то что она много читала сказок и персонаж фавна является весьма распространенным в той культуре и мифологии, где она живет, её психике не составило труда, создать такой образ в своём сознании. Фавн говорит Офелии то, что она хочет слышать — она та самая принцесса Моана из подземного мира. Более здоровая часть Эго девочки, пытается отрицать свои же фантазии, но те черпают свою энергию из бессознательных родников Ид, и сила этих родников оказывается намного выше силы Эго Офелии. 

 Стремление к удовлетворению желания очень высоко, и она якобы находит подтверждение того, что она принцесса и «дитя луны», в родинке в форме месяца, что находится у неё на плече. Фавн повторяет часть содержание той сказки, которую читала Офелия накануне днём. Девочка питается, как то протестировать реальность, но в итоге она подтверждает свою фантазию физическим признаком, родинкой, ведь родинка была всегда, и благодаря связыванию части реальности с фантазией, граница между ними начинают потихоньку стираться. Офелия получает нарциссическое удовлетворение своей фантазии. Но как в любой сказке, для того что бы доказать что ты достойный тех благ что тебе предоставляют, ты должен пройти три испытания. Почему именно три? Почему необходимо доказать что ты тот кто ты есть? Наверное, разбор этого фильма оставит больше вопросов чем ответов, ведь если бы у нас была возможность проанализировать нашу главную героиню, то часть вопросов отпала бы сама собой. Но так как это кинофильм, и мы имеем возможность увидеть только то, что хотел нам показать режиссер, будем отталкиваться от этого материала. Напоследок, фавн дает Офелии «книгу судеб», и маленький мешочек с тремя камешками, но открыть эту книгу нужно, только когда она будет сама. Мы видим пустую без единого слова и картинки книгу. И это служит ещё одним подтверждение того, что Офелия в пустой книге может увидеть то, чего желает, ведь открыв книгу перед кем-то, она теряет свои волшебные свойства и реальность, будет говорить, что книга пуста, тем самым не поддерживая фантазию, что полностью аннулирует удовольствие от исполнения желаний. 

Утром следующего дня, мать приготовила для Офелии подарок – платье и новые туфли. Кармен так восхищается красивым платьем для дочери, что говорит «как бы я хотела себе такое». Складывается впечатление, что Офелия, говорит, как ей нравится платье, только чтобы не расстроить мать, самой же ей интересно совсем другое. Девочка спешит в ванную комнату, чтобы посмотреть ту книгу, которую якобы ей дал фавн. Достав её из-за батареи, раскрыв она начала смотреть в пустые страницы, и соответственно они начинают оживать. Мир фантазий, начал переносится в реальность, и первые визуальные галлюцинации, провялятся на страницах пустой книги. Мать торопит Офелию, что бы та быстрее заканчивала, и мать посмотрела на неё в платье, «ведь надо быть красивой, чтобы понравится капитану», «в нём ты будешь как принцесса». Девочка в этот момент, рассматривает свою родинку в виде месяца, услышав, что она будет «как принцесса», Офелия снова связывает случайное слово со своей фантазией, тем самым подкрепляя её. Теперь то, что было изначально в области фантазии, плавно переходит во внешнюю реальность, тем самым формируя образование бредовой идеи о том, что она принцесса и что ей необходимо выполнить три задания и т. д. Так же я хочу заметить, что мать якобы через дочь, хочет понравиться капитану, возможно, она сама хочет нравиться капитану, и в награду получить его любовь, которой, как мы видим, она вовсе не получает, и для осуществления своего нарциссического желания использует дочь. Но Офелия вовсе не «ведётся» на такие манипуляции матери, для неё сейчас важно исполнить «первое задание». Вернёмся к формированию сновидений девочки. Фрейд говорил, что процесс формирования сновидения повторяет процесс формирования невротических симптомов, используя в качестве строительного материала для явного содержания, остатки дневных впечатлений и воспоминаний связывая их с более глубокими бессознательными, идущими с раннего детства желаниями и фантазиями. Надеюсь это знание, поможет нам более глубже проникнуть в суть происходящего на экране.
 Выявить остатки дневных воспоминаний, для нас не составило великого труда, выявить содержание бессознательных желаний, что питают своей энергией фантазии, задача намного сложнее, и я не уверен, что смогу в полной мере её решить. Но всё же я имею надежду на то, что большая часть бессознательного материала, будет добыта и проанализирована. Также нам в этом поможет дальнейшее исследование тех событий, что мы видим на экране. Первое задание Офелии, заключалось в том, что бы проникнуть в дупло старого дерева, и освободить его от мерзкой жабы, которая своим пребыванием в нём причиняет вред растению. Что мы здесь можем увидеть? Офелия переживает галлюцинацию, она якобы идет спасать дерево и добывать «золотой ключ» из чрева жабы. Мы можем обратить внимание, на то какую именно галлюцинацию создаёт сознание девочки. Она читает в книге, что «когда-то давно, когда лес был ещё молодым» эти слова, могут быть отнесены к прошлому Офелии, когда её мать была ещё не беременна и «оберегала» её как «смоковница» оберегала жителей леса. «В дупле поселилась ужасная жаба, и дерево начало погибать», не сложно здесь провести параллель между беременностью матери, которое проходит весьма болезненно, и со «страданиями» дерева после того как внутри него «поселилась» жаба. Соответственно, «дерево» – это мать, «когда лес был молодым» – это период времени из прошлого, «существа что спали в тени дерева» – Офелия, ну а «злая жаба» – это может быть образом того, как Офелия воспринимает ребёнка в утробе матери, остаётся вопрос касательно символа ключа, какую символическую нагрузку он несёт в данном контексте? Возможно моя интерпретация покажется притянутой за уши, но ключ, символ мужского и очевидно, что беременность матери произошла после того как она встретилась с капитаном, а значить только мужчина может быть причастен к беременности, и ключ как символ мужского необходимо забрать, тогда дерево оживёт. Возможно именно такие бессознательные фантазии, стали причинами подобных галлюцинаций? Я могу ошибаться, но как известно из психоанализов Фрейда, детские фантазии по поводу сексуальной жизни родителей, и того как происходит зачатие и рождение ребёнка вполне могут соответствовать тому предположению которое я здесь озвучил. Ведь «жабе» нужно проглотить именно «три» камешка, а три (известное мужское число) и тогда она изрыгнёт своё нутро из которого можно будет достать «ключ». Это похоже на оральные фантазии зачатия, и оральное рождение детей. Интересно, или в этом фильме намешано слишком много архаичного, или мои интерпретации связаны с прочтением книги Фрейда «Три очерка о теории сексуальности»? или то и другое вместе? Не знаю. Но пересматривая этот фильм уже несколько раз, мне в голову приходят именно такие ассоциации. Но всё же, мне кажется, что такой вариант объяснения, вполне имеет право быть. Возможно, зритель заметил, что когда Офелия в ванной открыла книгу, на страницах которой начали появляться картинки, нарисованное дерево мне напомнило по форме матку, внутри которой сидит девочка, (можете перемотать этот момент и сами убедится). Если принять возможность такой интерпретации, то не трудно будет предположить вытесненные агрессивные побуждение девочки, по отношению к ещё не родившемуся брату и желание бить единственным ребёнком. Вполне естественное желание, которое обостряется в случаях второй беременности матери. И с её стороны это оправдано, ведь с момента беременности мать чувствует себя плохо, хочет чтобы девочка уже повзрослела, меньше приделяет ей внимания, конечно, всё это будет вызывать чувства ревности и злость, но за невозможности эту злость проявить, она вытесняется, но продолжает действовать уже из сферы бессознательного. В подтверждении этого, вспомните сказку, которую Офелия читала ребёнку, когда её попросила мать, ядовитые шипи, увядающая роза, страхи смерти. Я не думаю, что эта сказка могла бы утешить ребёнка, скорей всего наоборот, только напугать.
 После первого задания, Офелия возвращается домой. Реакция матери, на испачканное платье может говорить нам о том, что идет сильное подавление эмоций. Кармен говорит дочери, «ты доставила мне боль», без каких либо проявлений эмоций, хотя учитывая как она старалась, шив платье и как хотела, чтобы капитан увидел Офелию в нем, можно было ожидать более сильной реакции, но эта реакция на мой взгляд сильно подавляется. Мать говорит, что она расстроена, но больше расстроен капитан, Офелия довольна таким результатом и возможно именно этого она и хотела. Мать в качестве наказания, оставляет дочь без ужина. Далее, мы видим второе подтверждение того, что сон может осуществлять желания. Девочка снова спускается в подземелье к фавну, мы видим, что он ест и кормит фею. Не сложно предположить, что оставшись без ужина, Офелия так же голодна, но сон только намекает ей на это. Фавн дает девочке мел, но она ещё не знает, для чего он её нужен, Офелия начинает сомневаться в том, что фавн делает что-то хорошее, но всё же она забирает мел и уходит. На следующее утро, она просыпается от того, что матери плохо, девочка идет в ванную, и открывая «книгу судеб» хочет увидеть, что происходит с её матерью? Красные пятна начинаю заполнять пустые страницы книги, Офелия понимает, что кровотечение это плохо и пугающе, мать зовет её на помощь, выйдя с ванной, девочка видит окровавленную мать. Офелия очень напугана, бежит за капитаном. По совету врача, девочку переселяют на чердак. Переезд с комнаты матери на чердак, ещё больше её фрустрирует Офелию, она очень расстроена. Мерседес, пытается успокоить девочку, и говорит, что родить ребенка не легко, Офелия же говорит, что никогда тогда не будет иметь детей. Мерседес, понимая как напугана и расстроена девочка, подходит к ней и обнимает, тем самым давая поддержку и то, что необходимо девочке в данный момент. Офелия просит спеть ей колыбельную, она доверяет Мерседес, возможно, она регрессирует в связи со стрессом, к более раннему периоду своей жизни, когда мать пела её колыбельные и тем самым успокаивая, снимала тревогу. События двух последних дней, не могли не оставить своего отпечатка в душе нашей героини. Когда девочка засыпает на новом месте, к ней снова приходит фавн и спрашивает, почему Офелия не выполнила второго заданий? Девочка, чувствуя вину за то, что не выполнила обещания, «предала» свою же фантазию, оправдывается, что матери было плохо и она не смога из-за этого выполнить второе задание. Но фавн, говорит, что это ничего не оправдывает, хотя взамен дает корень мандрагоры, «растения которое мечтало стать человеком» для того, чтобы матери стало легче. Здесь можно предположить, что у Офелии возникло чувство вины, что якобы из-за неё матери плохо, и возможно, из тех самых сказок она слышала о «корне мандрагоры», и чтобы хоть как то помочь матери, она фантазирует о том, что положив корень, напоминающий младенца, под кровать матери, она тем самым сможет повлиять на состояние первой. Здесь мы видим такую себе форму анимистического, магического мышления, и что самое интересное, Офелия верит в свою фантазию, и она для неё становится всё большей реальностью. Сон, который следует после событий двух прошедших дней, так же нам показывает, что тревожит хрупкую душу нашей героини. Нарисовав на стене мелом дверь, Офелия входит в жуткое подземелье. Мы можем предположить, что это подземелье символизирует её бессознательное. Песочные часы, могут указывать на то, что пребывание в том мире, ограничено и что ели вовремя не вернутся, можно остаться там навсегда, а когда импульсы бессознательного захватывают сознание, это наверное сродни тому страшному сну, который никогда не кончается, и человек как будто находится в плену, того самого «подземелья». «Ничего не ешь, и не пей» об этом читает Офелия, но почему именно такое предупреждение возникает в сознании нашей героини? Я думаю в свете событий прошедших дней. Это не трудно объяснить. В первую очередь, мы видим, как сон рисует осуществление желания которое не было удовлетворено, а именно чувство голода, ведь вечером раньше, Офелию лишили ужина, и это не могло не вызвать желания удовлетворить свой голод . Но в этом сне, на мой взгляд, можно предположить присутствие не только осуществления желания поесть. Возникает вопрос, почему мы ни разу не видим проявления агрессии и злости Офелии? Почему, она такой спокойный, покорный ребёнок и так пассивно переживает любые фрустрации в свой адрес? Возникает впечатление, что она как будто вовсе не испытывает каких либо негативных эмоций, но это не значить, что их у неё нет. В подтверждение этому, на мой взгляд, является этот сон. Этот монстр, «пожиратель детей» как мы увидели с картин на стенах подземелья, может вполне выступать олицетворением всех агрессивных внутренних, бессознательных побуждений Ид девочки, с одной стороны и сверх контролирующим, карающим и уничтожающим Супер Эго с другой. Возможно, мы как раз и видим тот внутренний конфликт, который происходит между этими двумя инстанциями в психике девочки? И формы защиты против этой борьбы, именно такие как мы видим, в форме галлюцинаций о «подземном царстве» где Офелия является принцессой и где хорошо и спокойно. Хочу заметить, что ведь не зря режиссер выбрал именно такую сюжетную историю войны. Война, это то же самое расщепление общества, как и расщепление в душе отдельного индивида. Борьба фашистов с их технологиями и ресурсами, против партизанов прячущихся в лесу, подобна конфликту между Супер Эго и Ид, что происходит в душе нашей героини. Так же как доктор Феррейро и Мерседес находятся посреди этой битвы, так же инстанция Эго Офелии питается найти компромисс в существовании между Ид и Супер Эго. Но и не стоит забывать о внешней реальности, которая так же имеет свое давление на сферу сознательного, мать всё так же плохо себя чувствует, а услышав, что в случае тяжёлых родов капитан скомандовал спасать ребёнка, а не жену, подслушав это Офелия совсем испугалась. Нам только стоит представить, что может ощущать ребёнок, услышав такие слова, осознавая, что ничего не может сделать с происходящим, остаётся действительно только уйти в мир фантазий и подменить ими происходящую реальность.

 В фильме очень хорошо показано, как после каждой эмоционально окрашенной сцены, Офелия всё сильнее придается своим фантазиям. Обстановка становится уже слишком не выносимой, когда Видаль находит под кроватью корень, он несоразмерно разъярён, мать просыпается, пытается сгладить скандал перед мужем, но срывается на дочери. Кармен, кричит на Офелию и говорит, что сказок не существует, и что жизнь не настолько хороша, «вырастешь — поймёшь, пускай даже через боль». В связи со стрессом, резкими движениями и уже подходящему времени родить, у Кармен начинаются очень болезненные схватки. Офелия перепугана, она слышала, что если будет выбор кого спасать, то спасут ребёнка, и её мать, которая хоть как-то пыталась её защищать умрет. После агрессивной сцены с корнем мандрагоры, осознание того, что её придётся жить с психопатичным отчимом, такие мысли, и переполняющие, в связи с этим, душу аффекты, вовсе могут разбить защитные механизмы ещё не окрепшей детской психики и уход в психотическое состояние, остаётся только одним выходом избегания непереносимой реальности. Так и происходит, рожая ребёнка, Кармен умирает. После похорон, и разговора с капитаном, Мерседес решает убежать из этого дома, она предупреждает Офелию, она полюбила девочку, а та её. Офелия просит чтобы Мерседес забрале её с собой, она предпринимает весьма разумное решение, остаётся та её часть, которая рассуждает, что лучше убежать, работает элементарный принцип самосохранения и избавления от не приятных ощущений которые воздействуют из вне. Но их ловят солдаты Видаля. Мерседес забирают на допрос, в сарай для пыток, а Офелию закрывают в её комнате на чердаке, и если она вздумает убежать, отдан приказ убить её. Мы видим, как поступает Мерседес, она не впадает в позицию жертвы, и нападает на капитана, она прекрасно понимает, что если она не защитить себя, её просто убьют. Но если Мерседес, это взрослая женщина, с уже вполне сформированной психической структурой, умеющая как сдержать, так и проявить свою агрессию с целью защиты. Офелия же ещё совсем ребёнок, к тому же, в силу воздействия разного рода факторов регрессировавшая к более примитивным формам психологических защит, таких как проекция, примитивная изоляция, всемогущий контроль, отщепление и изоляция аффекта, вместе с ними — вера в силу мысли и плохое тестирование реальности.
Нам не известно, каким было ранее детство Офелии, и мы не знаем, регрессировала она в силу воздействия стресса или же она не развила в себе функции более зрелых механизмов защиты. На мой взгляд, здесь могут присутствовать абсолютно все варианты и предположения по поводу описания душевных процессов нашей героини. Мы и не исключаем, что причиной такой регрессии девочки, помимо конституциональных факторов, могла стать беременность матери, а как нам известно, большинство детей болезненно и с ревностью воспринимают будущее появление нового ребенка в семье. Здесь мы можем предполагать очень большое количество причин и объяснений, и у кого есть свои взгляды, приглашаю ими поделится. Драматическое окончание этой истории, вызывает сожаление, что всё заканчивается смертью главной героини. Возникают фантазии, что если бы Офелия осталась жива и Мерседес забрала её к себе, то возможно девочка и перестала бы уходить в мир фантазий, чтобы защитится от непереносимой реальности. Но на то это и драма, что призвана проиллюстрировать всю суть реальных человеческих отношений с присущими конфликтами, эмоциями и чувствами. В конце фильма, можно предположить, что в душе Офелии, происходит настоящий «штурм» эмоций и переживаний, подобно тому штурму, который начали партизаны. В галлюцинации на чердаке, к ней снова приходит фавн, который даёт ей второй шанс, выполнить третье задание и попасть в подземное царство. Офелии необходимо забрать брата и принести его в лабиринт. Попытка усыпить Видаля не удаётся и он бросается за ней в погоню. Уже в лабиринте, мы видим подтверждение того, что фавн это только галлюцинация девочки, граница между фантазией и реальностью стала розмыта полностью. В диалоге с фавном, Офелия отказывается причинять боль своему брату, чтобы «открыть врата». Такой поворот событий, может нам сказать, что в душе девочки, присутствуют весьма амбивалентные чувства по отношению к брату, с одной стороны, его необходимо «принести в жертву» что говорит об агрессивном отношении к нему, но так как злость и агрессия на родного брата согласно морали не допустима, желание Офелии, якобы хочет осуществить фавн, а если это другой и он находится якобы снаружи, то ему можно препятствовать и протестовать, по принципу механизма проекции. С другой стороны нежные и добрые чувства девочки по отношению к брату встают в конфликт между первыми враждебными. Большая жертвенность со стороны девочки, в виде отказа от царства, своего самого сильного желания, говорит о большой значимости маленького брата для неё. Видаль убивает Офелию, и мы видим, как уже на последних вдохах, она оказывается в том самом подземном царстве, где её ждет отец король и мать королева (которая внешне как её родная мать уже с ребёнком). На этом фильм заканчивается, и голос за кадром говорит, о том, что принцесса правила ещё много веков в подземном царстве, и что все были рады и довольны ею, и что она оставила на земле, много знаков напоминающих о ней, но увидеть их сможет только тот, кто знает куда смотреть.

 Мне бы хотелось прокомментировать эти последние слова. Действительно, к восприятию внешней реальности, мы всегда примешиваем определённую часть своей внутренней, психической реальности и если мы чего то хотим, то мы это и будем больше всего замечать, а если мы чего-то не хотим видеть, к примеру того, что нас очень расстраивает или становится до придела невыносимым, то тогда мы готовы с лёгкостью подменить внешнее внутренним, и тем самым удовлетворить себя, избавившись от чего-то непереносимого, к примеру так, как это сделала наша главная героиня.
 Спасибо, что уделили своё время, для прочтения этого материала. Всех желающих приглашаю к обсуждению. До встречи!

Гуменюк Дмитрий Викторович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...