Почему «умный» не всегда значит «успешный»?

Изучение интеллекта  всегда было предметом острого интереса науки, эмоциям же так много внимания не уделялось. В начале XX века было выдвинуто много теорий, пытающихся выявить связь между интеллектом и эмоциями. Углубляясь в проблематику, многие исследователи задавались вопросом: почему люди с высокими показателями IQ не всегда бывают успешны, как в личностной, так и в профессиональной сфере? Чего не хватает умному человеку, чтобы реализоваться в жизни?

Свет на этот вопрос пролился в 90х годах, когда выделилось новое понятие — "эмоциональный интеллект (EQ)", которое ввёл американский социальный психолог П.Сэловей. Исследователями EQ было разработано множество моделей, описывающих его структуру. Не углубляясь в описание этих моделей, можно сказать, что они варьировали в своих определениях EQ. Однако, большинство авторов концепций склонялось к тому, что эмоциональный интеллект — это совокупность способностей, позволяющих понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими.

Многочисленные исследования  показали, что высокий уровень EQ положительно коррелирует с успешностью человека во всех его сферах деятельности. Носители высокого уровня эмоционального интеллекта хорошо адаптируются к среде, лучше справляются со стрессом, имеют более позитивное мышление и обладают высоким уровнем эмпатии, в сравнении с теми, кто имеет низкие показатели по уровню EQ. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта связан с лидерскими навыками, способностью мотивировать других людей и выстраивать с ними доверительные отношения.

В обобщённом виде, исследования свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект опосредует просоциальное поведение. Однако, есть также исследования, которые говорят о том, что высоким эмоциональным  интеллектом могут обладать и лица, склонные к антисоциальному поведению.

К. Меллер и К. Квантес изучали эмоциональный интеллект в разрезе конфликтов и способов их разрешения. По их данным, высокий уровень EQ соответствует низкому уровню агрессии и конфликтности. Однако, при определённых выраженных личностных характеристиках (например, враждебность, макиавелизм) высокий EQ позволяет успешно реализовывать девиантное поведение.

Таким образом, можно предполагать, что при склонности к антисоциальному поведению, высокий уровень EQ способствует выработке креативных стратегий для реализации  потребностей  индивида в ущерб другим. Например, посредством манипуляций положитетельными и отрицательными эмоциями окружающих, утаиванием информации, буллинга или подстрекательства к нему и т.д. 

Следует отметить, что по данным Доунса и Смита средний уровень IQ необходим, но не достаточен для развития навыков понимания своих и чужих эмоций. То есть для развития эмоционального интеллекта требуется как минимум средний IQ, но он не гарантирует, что это произойдет.

Обобщая вышесказанное, следует упомянуть, что исследования EQ пока достаточно малочисленны и разрознены, чтобы сформировать единое понимание как он точно работает. Очевидно, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на жизнь человека, однако в какой степени — науке ещё предстоит разобраться. В настоящее время идут исследования корреляции EQ  с возрастом, гендерными различиями, личностными характеристиками и пр.

Разработка данной тематики, как мне кажется, довольно ценна для будущих поколений. Если EQ действительно помогает лучше адаптироваться в жизни и быть более успешным, следующим шагом, возможно, станет разработка программ по повышению уровня эмоционального интеллекта. Такие программы уже апробируются за границей, но все же достаточно малочисленны, чтобы можно было говорить о стабильном результате.

Обрядина Наталья Викторовна

Источник: www.b17.ru