психология

Подростки и их компании…

– Вот где она ходит? Опять с этим Пашей пошла. Десятый час ночи. Трубку не берет. Ну, я ей устрою.

Андрей смотрел телевизор, краем уха отмечая монолог сбоку. Мать опять заводила свою шарманку.

– Ма, да успокойся, скоро вернется. Она всегда в десять приходит.

– Ну, вот только пусть попробует в десять не прийти.

Андрей предпочел промолчать. Лучше не нагонять волну лишний раз. Он хорошо знал свою сестру и был вполне спокоен за нее. Паша тоже был нормальный пацан, хоть и ходили слухи, что жрет какую-то дрянь.

– Мне донесли сегодня, что это за ребята. Вчера к ним милиция приезжала – соседка рассказала. Они собираются у него на квартире и творят Бог пойми что. К порядочным людям милиция не приедет! Так вот и разогнали всех. Я как почувствовала. Забрала вчера Олю с собой в театр. А так бы что? Привод?

Андрей делал вид, что оглох.

– Да что ты молчишь-то все? Тебе что, все равно, что с твоей сестрой будет?

– Ма! Да ей же пятнадцать! Конечно, они собираются у кого-то на квартире! Я сам так делал! И что? – Он обвел себя руками. – Жив. Здоров.

– Ты мужчина! У тебя мозги есть! А она что? Она же втюрилась в этого… этого Пашу. Что он ей скажет, то и сделает!

Андрей покачал головой. Слава Богу, что через месяц он уезжает в другой город.

Входная дверь хлопнула. Оля, как всегда пунктуальна.

Мать с пробуксовкой полетела в коридор.

– Ты чего трубку не берешь?!!!

– Да я… А! Телефон на вибро. Извини, ма.

– Сколько раз тебе говорить, чтоб не переключала на беззвучный? Ты видела сколько раз я тебе звонила?

– А чего мне звонить? Хлеба купить? Я ж в десять всегда прихожу!

– А ты не умничай. Опять с Пашей ходила?

– Ходила! – Оля перешла в оборону. Она принялась  громыхать обувью и уже решила, минуя допрос проскочить в свою комнату.

– Куда пошла!? Ты знаешь, что к нему вчера милиция приезжала?

– Знаю.

– И что?

– И ничего! Приехала и уехала.

– Вот скажи мне, чем там надо было заниматься, чтоб соседи милицию вызвали?

Оле рассказали про вчерашнее гуляние. На квартире было человек пятнадцать. День рождения Славика. Было много выпивки и  курева. Оля очень злилась на мать, что та уволокла ее в театр именно в этот день. Рассказывали, что было нереально круто.

Кто-то напился и развлекался тем, что врубал музыку на полную. Его несколько раз от колонок отгоняли. Соседи не выдержали. Приехала милиция, поднялся страшный шухер, но ребята скинулись деньгами – дали взятку, и менты уехали. Потом полночи еще шухерились и шипели друг на друга, чтобы не шуметь – деньги закончились. Оля очень любила такие сборища и любила Пашу. Ну, как любила. Он ей нравился. Он был старше ее на 3 года. По меркам Оли это очень много. Ей нравилось его слушаться. Он мог выпить или покурить, но при ней старался этого не делать и проводил разъяснительные беседы на эту тему.

Паша был хороший, только с предками ему не повезло. Он сам себе предоставлен оказался с 13 лет. Работать пошел. Зато теперь сам за квартиру платит. Говорит, что жить самому это кайф. Звал Олю жить с собой, когда ей тоже 18 исполнится. Но Оля так далеко не заглядывала. Сейчас он ей нравится, а что будет через три года – не известно.

– Не знаю, что надо было делать. – Оля пожала плечами. – Ма, ты зря волнуешься. Паша нормальный. Он меня защищает, и заботиться обо мне. Я ж не курю даже. На – понюхай. – Оля протянула руки.  Знала, что мать втихаря их нюхает, делая вид, что маникюром любуется.

– Да знаю я, что не куришь, – нехотя проворчала мать. – Я волнуюсь за тебя. Не для того я тебя рожала, чтоб ты связалась с какими-то оболтусами и жизнь себе загубила.

В такие моменты Оле часто хотелось спросить, а для чего же ее рожали. Но она как обычно промолчала. В этот тайный план ее все равно похоже, никто посвящать не собирается.

Оля пробовала курить, но как-то не задалось. В горле першит, кашель жуткий и голова кружиться. Алкоголь это интересней. Но и то, каждый день пить, кто станет. А наркотики… Ей было и интересно, что это такое, но и страшно. Больше страшно. Паша как-то показал ей фильм «Реквием по мечте». Она очень впечатлилась и решила держаться от этих штук  подальше.

А вот на мать Оля злилась. Та своим навязчивым стремлением уберечь часто ужасно доставала ее. Так что хотелось к Паше даже не затем, чтоб быть с ним, а чтоб подальше от нее. От нее и отец ушел, и Андрей скоро уедет, и она уйдет, как только сможет.  Оля дотронулась до ее плеча.

– Ма, я сама разберусь. Не переживай.

– Разберется она. Ладно. Все равно запретить тебе с ним общаться я не могу. Но Оля! Если я узнаю, что ты куришь, пьешь и употребляешь – я сама тебя в наркодиспансер сдам! Заруби себе это на носу!

– Да, мам, я поняла. – Оля начала движение в сторону комнаты. – Привет, Андрей. – Брат махнул рукой в ответ.

«Нет, ты об этом не узнаешь, мам. Ей-богу, не узнаешь".

 

Давление такого рода всегда только усугубляет ситуацию и настраивает человека против источника панической истерики.

Некоторые родители почему-то считают своих детей умственно отсталыми. Не в прямом смысле, конечно, но ведут себя так, словно тем не доступно простое логическое мышление. Будто они не в состоянии выбрать верный путь, решить свои проблемы самостоятельно и вообще не совсем люди. Это, конечно обидно.

Давайте разберемся, что же лежит в корне стремления подростков собираться в компании и когда волноваться следует, а когда – нет.

Прежде всего, дорогие читатели, помните есть такое негласное, но очень известное правило: «Подобное притягивает подобное». Это правда. Подростковый возраст знаменуется новым важнейшим этапом развития. Это и социализация, и поиск себя, и отделение от родителей, и обретение свободы. Также человек осознает себя, свои потребности, понимает, что он уже не ребенок, и считает необходимым отстаивать свои права и свободу, если, конечно в течение длительного времени они были попраны. Тем сильнее конфликт, чем в большей степени родитель считает ребенка своей собственностью и видит возможность указывать, как ему жить и что делать.

Люди притягиваются друг другу не только по интересам, но и по схожим проблемам «тараканам в голове». Двум людям, считающим, что мир несправедлив, жесток, смысла в нем нет и правды тоже, вполне будет о чем поговорить. Они хорошо поймут друг друга и поддержат. Но человек, уверенный,  что мир – это классное, интересное место, где он нужен, где нужны его способности, а сам он успешный и умный, не сможет вписаться в эту компанию. Его там попытаются забить ногами, фигурально выражаясь. Так же есть два музыканта, которые обожают музыку, часами слушают, наслаждаются и сочиняют свою, но что там делать футболисту? Потребности друг в друге у них не будет.

Потому, если хотите знать с кем и в какой компании общается ваш ребенок – обратите внимание на то, какие у него убеждения. Свои убеждения мы всегда транслируем, не надо только устраивать допрос. Это легко понять и по поведению, и по часто употребляемым фразам, и по общему состоянию человека. Есть правда еще один способ – заглянуть внутрь себя. А что вы сами думаете относительно жизни? Мира? Вас он больше устраивает, или это какое-то враждебное место? Это важно потому, что скорее всего ребенок перенял часть ваших убеждений, сымитировал ваше поведение, а вы за его жизнь успели, сами того не замечая, сделать не один десяток внушений на самые разные темы.

Теперь относительно внушений подробнее. Помните, что «запретный плод сладок»? Так вот, всякие: «никогда не кури», «не смей пробовать наркотики», «начнешь пить – станешь алкоголиком», это не работает. Не надо судить Еву за то, что она съела яблоко, если б под запретом был змей, она бы съела и его. Чем больше нам что-то категорически запрещают, тем больше этого хочется.

На много эффективней будет объяснять, что курят те взрослые, у которых были проблемы в детстве. Люди пьют алкоголь потому, что чувствуют себя несчастными. Принимают наркотики те, кто хочет себя убить. И это все – правда. Строго говоря,  суицид – это все вышеперечисленное. Потому если ваш ребенок налегает на что-то, имеет смысл задуматься и понять, как так получилось, что человек в таком раннем возрасте задумал себя загубить. Зачем? И кто этому поспособствовал. Конечно, вернее всего искать ответы в себе. Родитель является для ребенка авторитетным лицом и из пустого места никогда ничего не берется. Иными словами, если с ребенком все в порядке, то никакого влияния извне опасаться не следует. Самое большое влияние, которое на него было оказано, это – ваше.  Остальное – только наслоение.

Еще небольшой топ родительских страхов, связанных с попаданием в ребенка в компанию, где обязательно «научат плохому».

Свяжется с плохой компанией – попадет в беду. Драка, разбой, милиция, тюрьма. Или если дочь – пойдет по рукам, детей понарожает (ой, ужас-то какой, подумать только), никому не нужна останется. Оболтус, забросит учебу – не окончит школу, не поступит в вуз, не найдет работу.  Или: он ничем кроме своих друзей и гулянок не интересуется, вырастет дебилом.

Все эти страхи можно смело отнести в разряд: «мой ребенок будет неудачником». Здесь есть несколько тем для размышления. Во-первых: зачем накладывать на своего ребенка образ дурачка, у которого «своей головы нет»? Во-вторых: для чего вам нужно, чтобы своей головы у него не было? Тогда ему понадобиться ваша?

Здесь мы говорим о неосознаваемых или плохо осознаваемых мотивах в поведении родителя. Ведь «у тебя своей головы нет» это тоже внушение. Причем не так важно, вслух вы это произносите или только думаете, вы все равно транслируете это не  вербально, если такое мнение есть. Дело в том, что часто родители, которые сами не нашли себя и видят смысл жизни в детях, очень не хотят, чтобы те от них уходили:  занимались делами, жили отдельно. Как не дать ребенку свободу, но так, чтобы он сам от нее отказался? Правильно! Внушить ему, что он сам не справится, что он глупый и что есть люди, которые способны увести его в сторону от светлого будущего. Но! У него всегда есть мама и папа, которые при необходимости направят на верный путь. В итоге ребенок теряет собственные  ориентиры. И начинаются звонки: мам, что мне делать, пап, как мне поступить. На что и расчет… Родитель занят – он руководит жизнью ребенка. Только что это за жизнь? Жестоко, не правда ли?

Кроме того, здесь у ребенка возникает внутренний конфликт. Его разрывают противоречия: с одной стороны – я сам ни в чем не разберусь. Я глупый. Мне нужна помощь. С другой стороны – я докажу им, что я не такой дурак и неудачник, как обо мне думают. И в одном и в другом случае человек не является собой. Сначала он чувствует себя ничтожеством, а потом этому чувству противится и, превозмогая его, пытается сделать что-то, что сделал бы легко, если б этого чувства не было вовсе. Более того, часто в процессе «доказывания» люди выбирают не ту профессию, которая им по душе, а ту, чтоб мама и папа упали в обморок от восторга: нефтяной магнат, директор директора,  папа любит ковыряться в машине – стану механиком, или вообще неважно кем быть, лишь бы денег побольше. В итоге – напрасно прожитая жизнь. Не реализация мечтаний, потенциала, непонимание себя, как личности, тоска, безысходность, но это потом, а сначала: «попадешь в плохую компанию – вся жизнь насмарку». Жутко от того, что именно так и выходит. Только вы уже поняли, что дело здесь вовсе не в компании.

Друзья, относитесь внимательно к собственным страхам. Помните, что любые действия и мысли несут под собой какую-то основу. Выстраивая логическую цепочку, ее достаточно просто обнаружить. Давайте, прежде всего, будем внимательно относится к себе, понимая, что нашим детям будет на много легче жить, если они снабжены поддерживающими внушениями и установками. Если они будут считать себя умными, смелыми, способными – такими, какие они есть на самом деле!

© Алексей Афанасьев. Мария Афанасьева. Светлана Гуэдова. Алена Самортова.

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

Афанасьев Алексей Владимирович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...