психология

Полечите мою детку

Так как я работаю в детском учреждении, ко мне часто обращаются родители с просьбой помочь решить проблему ребенка. Конечно, я тяжело вздыхаю где-то глубоко внутри… Я понимаю, что сейчас мне нужно будет выслушать о  том, как ребенок «не правильно ведет себя», например, не хочет делать уроки, замкнут или наоборот, слишком активен, а еще он может быть таким  (это уже запрос от педагогов) – выскочка, всегда спорит, не слушает, что говорят, и не хочет спокойным шагом идти в столовую… Заметьте, педагоги не жалуются на замкнутых, тихих детей, на тех, кто не оспаривает чужое мнение, всегда со всем согласен и тихонько сидит за партой, гоняя паучков (такие дети очень удобны и не мешают работать).

Именно эта дихотомия жалоб на детей со стороны родителей и педагогов меня заставила задуматься, как же тяжело приходится ребенку в мире взрослых. В настоящее время почти каждый родитель хочет сделать из своего ребенка гения, начиная развивать его прямо с момента рождения, показывая карточки с буквами двухмесячному малышу, а в дальнейшем таская его на «развивашки». Расписание ребенка так плотно забито кружками и дополнительными занятиями, что, обедать приходится в машине, в процессе передвижения из  одной студии в другую. Не верите? А я знаю таких детей и их родителей.

Конечно, все это делается ради ребенка, ради его будущего, путем отказа от своих (родительских) желаний и своего собственного развития.  В этом месте хочу сказать: «Запомните, дорогие родители, ребенок либо гений, либо нет.» Выдохните немного, займитесь собой, вспомните, когда вы в последний раз прочли книжку или просто поболтали с ребенком, без таких вот фраз: «А ты сделал уроки? Что было в школе? Как ты сегодня ответил на английском?»….  

Когда родитель жалуется на какую то проблему своего дитя, страстно желая подкорректировать «неправильные моменты», приходится очень мягко и как то так осторожно, чтобы не вспугнуть, (иначе же убежит и пойдет искать «правильного» специалиста) говорить маме, что поведение ребенка это способ адаптации в семье, в той системе, где он находится, и прежде всего необходимо разобраться, а что собственно заставляет ребенка так себя вести? Какое ваше (родительское) поведение привело к агрессии ребенка, к его замкнутости или тревожности….

О, детская тревожность! Отдельная тема.  Вот свежий случай. Мама жалуется на то, что сын (10 лет) перестал ходить на хоккей, решил ходить в бассейн, но почему-то не пошел, всех боится. Я, примерно, понимаю «откуда ноги растут» и начинаю задавать вопросы, уточняя, как ведет себя мама. «Ну как, я всегда стараюсь успокоить его, чтобы ему не было страшно. Всегда напоминаю, чтобы не забыл защиту, иначе на катке можно упасть и сломать ногу или руку, стараюсь напомнить ему, чтобы был осторожен и не попал под чужую клюшку…» Ага, это в хоккее….

Ладно, идем дальше… «Когда он захотел в бассейн, я рассказала ему, что он должен будет идти в душ, потом переодеться, помнить, что пол в бассейне скользкий, а после занятия надо обязательно хорошо высушить голову, потому что сейчас зима, а у него слабые бронхи». Аллиллуйя!  Ну и финальная сцена: в процессе разговора маме звонит «тревожный ребенок». Из ответов мамы, я понимаю, что он отпрашивается гулять. В процессе разговора она запретила: 1) уходить на каток одному потому что — «это далеко», 2)гулять долго , потому что «нахватаешься холодного воздуха» (на улице -10).

Думаю, что тебе, читатель, понятно, кого в первую очередь нужно лечить от тревожности.  Но дело в том, что часто, понимая, что работать надо над собой в первую очередь, родители потихоньку исчезают из поля зрения. Я хочу надеяться, что все же они начинают наблюдать за своими действиями и тем, какие посылы дают ребенку, возможно, как то меняться, решать свои внутренние проблемы. Но часто, все остается как есть, потому что менять себя нет сил, нет возможности или желания. Но вот без работы над собой, к сожалению или в с частью, никак.

  Вот такие вот «записки» педагога-психолога

Елена Синельникова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...