Предподростковый. 10-14 лет.

Подростковый период имеет несколько этапов. Дети не сразу вваливаются в пубертатный период.
Сначала идет предподростковый, ярким проявлением которого является бурная моторная активность. Детям буквально трудно усидеть на месте. И есть некоторые механизмы торможения. Ребенок, как будто вас не слышит. Это работают его защиты, которые к этому периоду сформировались и сдерживают некоторый накал в психике. 
Просыпается сексуальность, но не осознанная. Дети могут стесняться, но при этом любопытны. Насколько доверительны отношения в семье? Может ли родитель откровенно говорить с ребенком на различные темы. И вообще насколько родитель понимает, что происходит с его ребенком. Некоторые взрослые забывают, что это такое, быть подростком. 

Очень важно информировать детей по интересующим их вопросам, взаимоотношениям. 
Детям данного этапа свойственно фантазирование. А фантазии могу уводить не только в положительную сторону. Задача родителей предвосхитить фантазии или переосмыслить в сторону адекватного восприятия себя и других. Это касается тела и взаимоотношений с другими. Показывать свои реакции, чувства на что-либо, в приемлемой для ситуации форме. Без преувеличений или накручивания чувства вины. 

Для подростков очень важен посыл, какой вы вкладываете в общение с ним. Они не слышат слов. Если подросток чувствует, что к нему плохо относятся, или не принимают его таким, какой он есть, он как бы подстраивается под это отношение. Ему так проще, вы вываливаете на него негатив. Ребенок чувствует, что это отношение к нему и оно искренне. Ему легчает, разряжается обстановка. Таким образом где-то проще пережить волну и продолжать пребывать в своем состоянии. Это, как бояться выйти к доске и скорее бы уже влепили пару и можно расслабиться. Или пример: «я туплю» — говорит мне парень. Что это? Он как будто себя уже оценил, и задал мне посыл. Привычный для него, чтобы отстали. 
Вообще этот поведенческий паттерн сильно закреплен в наших семьях. Мы подкрепляем плохое поведение, вместо хорошего. Мы часто акцентируем на плохом. Не сделала то, не сделал это. Лучше сама за тебя сделаю, всё равно не справишься. Мы как бы не даем человеку самому отрегулировать и решить, как ему удобнее и лучше. И очень мало хвалим. Это из серии самооценки. Задел в этот период важен для формирования и развития способности к саморегуляции, самодисциплине. 

Как же быть, чтобы соблюдались правила в семье? И как вырастить ответственность в подростке? Универсальных правил нет. В каждой семье свои условия. Я все же за взаимоуважение. 
Если в семье недостаточно уважения друг к другу, и ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто научается обходить систему правил, оставаться не пойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть. 
Многие психологи советуют прописывать правила. Обсудить и записать с ребенком правила. Обосновать те моменты, которые для вас важны и почему. 
Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. 
Важно не забыть про прихоти и удовольствия с обеих сторон. 
При несоблюдении правил придумайте санкции. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?» 
Следующий этап согласованность правил, совместное прочтение. 
И забавный пункт — это правила для родителя. Вы спрашиваете, что не нравится подростку с вашей стороны. И согласовываете правила с вашей позиции. Например: не трогать его вещи, не входить без стука
и тд. 
Есть подростки аккуратисты, есть те, кто показывают свое отношение через вещи и предметы вокруг. Иногда можно достучаться попустительным способом. Когда ребенку дают выбор, ответственность за его действия,там где ему посильно и умывают руки. Где-то можно подключить юмор. Писать записки в неожиданных местах со стрелками. Смотреть на ситуацию глазами ребенка. В любом случае родитель является опорой. И надо помнить об этом. Даже в минуты отчаяния и непонимания. 
После выполнения обязанностей хвалите. Поддерживайте стремление к самостоятельности. Фокусируйтесь на лучших проявлениях в поведении ребенка. 
Такие небольшие моменты в понимании вашего ребенка помогут вам вступить в подростковый период менее болезненно.
Текст носит профилактический характер.

 

Морозова Анна Аркадьевна

Источник: www.b17.ru