Я помню тот день, даже помню тот шкаф в коридоре, у которого стояла, когда совершенно внезапно поняла – Сын вырос. Теперь все будет иначе.
Какая-то его тройка мне очень не понравилась, и в запале я сказала – Я не разрешаю сегодня идти гулять, учи уроки.
И дальше я помню, как сын по-доброму (правда, по-доброму) улыбнулся мне и спросил:
-Мамуль, а скажи, пожалуйста, как ты себе вот это представляешь?
-Что?
-Ну, ты сказала, что не пустишь меня гулять, а как это будет происходить? Ты будешь держать дверь или меня ? Как это «не пустишь»?
И знаете, я помню, что я рассмеялась. Представила, что вопрос-то был совершенно логичный и по существу. Ну как я не пущу его гулять? Это физически невозможно. И вот от того, что я услышала то, что он сказал….. как человек неглупый , я развернула логическую цепочку происшедшего и поняла ответ. Никак я не смогу его удержать, не пустить, запретить, а следовательно? Я увидела только один выход. Теперь мне придется с ним договариваться.
Начался переходный возраст.
С тех пор я уже и сына вырастила, и сама выросла, и вон даже стала психологом, и помогла ни одному мальчишке объяснить своей маме, что он взрослеет.
И хочется мне сказать родителям, что это не такой уж и пугающий возраст, что это возраст приключений, если взрослые готовились к нему заранее.
В 90% качество жизни вашей семьи в этот период будет зависеть от того, какая атмосфера в вашей семье, какие отношению между вами всеми, какова философия жизни.
Я помню, как в юности обсуждала со своей мамой книгу Всеволода Овчинникова «Сакура и дуб», где автор сравнивает уклады жизни в Японии и Англии. Если не читали, очень рекомендую прочесть. Я так восхищалась системой воспитания японских детей, ведь до пяти лет ребенка никогда ни за что не ругают, ему все разрешено за исключением, действительно, вредных и опасных вещей. И я помню, как мама тогда сказала – Так подумай, а что видит этот ребенок? Вокруг себя с утра до вечера он видит тихое и смиренное поведение домочадцев. Сняли ботиночки на коврике, ручки сложили, поклонились… и вот такая картинка и составляет его жизнь.
Аналогично этому коррелирует душевное состояние подростка и его поведение с тем, что он привык видеть в семье.
Не обязательно быть замечательными и идеальными родителями, достаточно быть вполне хорошими.
В то же время, не обязательно выполнять все предписания классической психологии о границах и сепарации, ведь совершенно непонятно, как можно взрослеть в идеально подогнанном под правила взаимоотношений мире.
Помните эпизод из сказок, когда король кричит «Принц! Немедленно вернись! »
«Нет, отец, — отвечает принц, — я должен ее найти»
И он стремительно выбегает из тронного зала навстречу опасностям и на поиски своей принцессы.
И только преодолев препятствия, он станет уважать себя и станет взрослым. Только вот в этом противостоянии, непослушании, непокорности. В противопоставлении себя тому отцу, который пытается его удержать.
Но, чтобы не делал и не пробовал делать в своем приключении принц, он всегда будет соотносить это с тем, что он видел во дворце.
И вот та принцесса, которая «Такая сякая сбежала из дворца и расстроила отца» тоже, на самом-то деле, ничего плохого не совершила.
Вот такая вот сказка про переходный возраст. Позаботьтесь о том, в какой атмосфере растет ваш принц, и он вас не разочарует.
Юлия Станиславовна Кульпина
Источник: