психология

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

 

Ключевые слова: педагогическая поддержка, адаптация, классный руководитель, класс, ученик.

Проблеме адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения традиционно уделяется большое внимание. Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному, личностному развитию младших подростков, способности к саморегуляции. Проблемы с адаптацией влияют на успеваемость и на коммуникативную успешность, и на психологическое состояние в целом.

Новый классный руководитель, принимающий 5 класс, чаще всего, имеет общее представление о классе и в полной мере картина класса формируется примерно к окончанию первого полугодия обучения. Практика показывает, что для профилактики дезадаптации наиболее действенны превентивные меры.

Одним из способов, позволяющий решить задачи профилактики дезадаптации является мини-консилиум, который проводится пред началом учебного года. Состав мини-консилиума: принимающий и выпускающий педагоги, педагог-психолог, социальный педагог. Продуктом работы является заполненный лист педагогических наблюдений. Лист заполняется и остаётся у классного руководителя 5 класса в качестве вспомогательного инструмента для планирования воспитательной работы. При использовании данной формы работы обязательно следование принципам этичности и конфиденциальности. Опыт применения данных листов показывает, что действительно, получение информации с «опережением» позволяет предупредить, заметить многие проблемы в развитии детей, создать комфортные условия взаимодействия с детьми и родителями.

Таблица 1

Лист педагогических наблюдений

5 «…» класс

Классный руководитель (принимающий учитель)  _________________________________   

 Выпускающий учитель ________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. обучающегося

Дети,  требующие повышенного внимания и контроля

Дети из семей групп риска

Дети  с ограниченными возможностями здоровья

 Одарённые дети

(«и» —  интеллектуальная

«с» — социально-лидерская

 «х» — художественно-эстетическая

«с» — спортивная одарённость)

Дети  с проблемами в обучении (слабоуспевающие)

Дети тревожные, неуверенные в себе

Дети с нарушениями поведения

Родители, проявляющие активность в жизни класса

Примечания

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В период адаптации пятиклассников к новым условиям обучения имеет значение педагогическая поддержка учащихся, педагогу важно заметить и поддержать каждого ученика.

Принципы педагогической поддержки:

— каждый ребёнок требует индивидуального подхода, поскольку обладает уникальными свойствами, характеристиками и качествами;

— каждый ребёнок имеет свой социальный и культурный опыт;

— каждый ребёнок использует собственные приёмы и формы познавательной, интеллектуальной деятельности.

Педагогическая поддержка возможна только тогда, когда ученик активно сотрудничает с учителем и начинает действовать самостоятельно и целенаправленно. Поэтому важно выстраивать работу с позиции сотрудничества и поддержки с самых первых дней обучения ребят в 5 классе. На данном этапе действенно выстраивание диалога с учащимися, на уроках, групповых занятиях, индивидуальных беседах, что позволяет ученику более уверенно транслировать свои знания и без напряжения и высокой тревоги обращаться к педагогу за помощью и поддержкой.

Педагогическая поддержка как деятельность учителя имеет 5 этапов (по классификации Т. В. Анохиной) [2. с. 221]:

Диагностический этап. На данном этапе педагог выявляет проблему ученика, определяет её с ребёнком и даёт оценку проблеме с точки значимости её для ребёнка.Поисковой этап. Организация совместно с учащимся поиска проблемы (или трудности), причин её возникновения. Здесь важен взгляд ребёнка на данную ситуацию, понимание им самим наличия проблем и необходимости поиска выхода. Педагог с позиции диалога проявляет внимание, и поддерживает стремление ребёнка найти и предложить свой выход из проблемной ситуации.Договорный этап. Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений, в которых будут обозначены стороны ответственности каждого. На данном этапе педагогу следует быть максимально тактичным, помнить о том, что у ребёнка формируется новые умения и навыки взаимодействия с окружающими.Деятельностный этап. Педагог (классный руководитель) осуществляет на практике систему мер по обеспечению педагогической поддержки, с привлечением педагогов других предметов. На данном этапе важно, что ученик получил одобрение, нужно поощрять инициативность ребят. Соблюдение данных особенностей взаимодействия обеспечивает успешность первых самостоятельных шагов учащихся.Рефлексивный этап. Успехи и неудачи обсуждаются совместно с ребёнком. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ученика. Рефлексивный период работы можно фиксировать в специальных тетрадях.

Подобный подход развивает самоконтроль ребёнка, позволяет его чувствовать себя уверенно, помогает реализовать свои возможности и сохраняет интерес к учёбе.

Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии.

Использование технологии педагогической поддержки и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе,  личностному развитию учащихся. Создание ситуации успеха и поддержка позволяют младшему подростку адаптироваться и сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.

Литература:

Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. — 640 с.Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / под редакцией Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой. – М., 2009. — 248 с.Михайлова, Н. Н., Юсфин,  С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: Мирос, 2002. — 208 с.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2011. — 159 с.Хухлаева О. В. Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школе (5-6 класс) [Текст] – М.: Генезис, 2010. — 307 с.

 

 

 

 

 

 

Бобрикова Лидия Геннадьевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...